МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2004 г. N 03-51-46ин/14-03
Министерство
образования РФ направляет для использования в работе Примерные требования к
содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в
семье.
Первый заместитель
Министра
В.А.БОЛОТОВ
Приложение
к письму
Минобразования России
от 15 марта 2004 г.
N 03-51-46ин/14-03
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ
В СЕМЬЕ
1. Настоящие
Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в
подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и
оборудования (далее - игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и
интересов. Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными
образовательными учреждениями для организации работы с семьей.
2. Игрушки и
материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их
физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и
Госсанэпиднадзора России.
2.1. При покупке
игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться в наличии:
- сертификата
соответствия, выданного службами Госстандарта России;
-
санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором России
<*>.
------------------------------------
<*>
Покупатель должен потребовать эти документы у продавцов игрушек.
2.2. Недопустимо
приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных
торговых точках.
2.3. Необходимо
учитывать возрастную адресованность
игрушек и материалов.
2.4. Вновь
приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть
с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать
детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до
одного года они не рекомендуются).
3. Игрушки и
материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:
3.1. Провоцировать
ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.
3.2. Вызывать
проявление жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также
персонажам игры.
3.3. Порождать
отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.
3.4. Вызывать
преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной
компетенции ребенка.
3.5. Провоцировать
пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим
недостаткам других людей.
4. Игрушки и
материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие
качества:
- полифункциональность (возможность гибкого вариативного
использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым
сюжетом и замыслом ребенка);
- дидактическую
ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);
- эстетическую
направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения
его к миру искусства);
- соответствие
возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.
5. Создание игровой
зоны для ребенка в семье.
5.1. Для игровой
зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать
педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.
5.2. Применяемое в
игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.
5.3. В игровой зоне
не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.
5.4. Игрушки и
материалы, размещенные на открытых местах (полках, витринах и т.д.), должны
создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких,
"кричащих" тонов.
5.5. В игровой зоне
желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.
5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:
- сюжетные игры и
игрушки;
- игрушки-персонажи
(куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);
- игрушки-предметы
(посуда, игрушечные инструменты и материалы);
- различные
транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
- игры с правилами;
- мячи, наборы
кеглей, кольцебросы и т.п. - на физическую
компетенцию;
- детское домино (с
картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. - на умственную компетенцию;
- настольные игры
типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые).
5.5.2. Для развития
познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические
(обучающие) или развивающие игры и игрушки.
К ним относятся:
- пирамидки,
различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;
-
настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к
классификации и обобщению: разрезные картинки, пазлы,
наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;
- материалы для
простейшего экспериментирования: металлические, деревянные, безопасные
стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами
материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.
Эта деятельность в
целях безопасности ребенка должна осуществляться только со
взрослыми людьми.
5.5.3. К
продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация
и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь
краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.
Обязательно наличие
строительных наборов, конструкторов.
5.5.4. Для
двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:
- мячи, обруч,
скакалку, серсо, кольцеброс - для развития быстроты
двигательных реакций;
- набивной мяч для
балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. - для развития координации
и ловкости;
- различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для
захвата пальцами ног) - для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;
- эспандеры,
гимнастические палки и др. - для формирования правильной осанки ребенка.
При наличии
"стационарного" оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов)
необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.
6. При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть
место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров,
резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые
можно широко использовать в играх с детьми (например, шнур можно использовать
для "заправки" автотранспорта, шишки и камешки - для игры в "магазин"
и т.д.).
7. Развивающая
среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали
быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости
вновь вноситься в игровую зону.
8. Игрушки и
материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка
убирать их на свои места после игр и занятий.
9. Взрослым очень
важно поддерживать игры детей и по возможности принимать в них участие.