МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 марта 2004 г. N 14-51-70/13
Во исполнение
Приказа от 01.03.2004 N 936 "О реализации решения коллегии Минобразования
России от 10.02.2004 N 2/2 "Об основных направлениях совершенствования
деятельности библиотек учреждений общего образования Российской
Федерации" Минобразование России направляет Примерное положение о
библиотеке общеобразовательного учреждения.
Руководитель
Департамента общего
и дошкольного
образования
А.В.БАРАННИКОВ
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
I. Общие
положения
1. Настоящее
Примерное положение является основой для создания положения о библиотеке
конкретного общеобразовательного учреждения и распространяется на библиотеки
следующих общеобразовательных учреждений:
начальная
общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя
общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов, гимназия, лицей, школа-сад, школа-интернат,
вечерняя (сменная), кадетская, специальная (коррекционная).
2. Библиотека является
структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в
учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
3. Деятельность библиотеки
общеобразовательного учреждения (далее - библиотека) отражается в уставе
общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными,
методическими и справочными документами учитывается при лицензировании
общеобразовательного учреждения.
4. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с
целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы
для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование
здорового образа жизни.
5. Библиотека
руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке,
утвержденным директором общеобразовательного учреждения.
6. Деятельность
библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности,
приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития
личности.
7. Порядок
пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются положением о библиотеке общеобразовательного
учреждения и правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем
общеобразовательного учреждения.
8.
Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
9. Организация
обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с
правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими
требованиями.
II.
Основные задачи
10. Основными
задачами библиотеки являются:
а)
обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее -
пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов
общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд,
фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом
(CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание
культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развитии его творческого потенциала;
в) формирование
навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации;
г)
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III.
Основные функции
11. Для реализации
основных задач библиотека:
а) формирует фонд
библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:
- комплектует
универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации;
- пополняет фонд
информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других
учреждений и организаций;
- аккумулирует фонд
документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ
педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов
обучающихся и др.);
- осуществляет
размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает
информационную продукцию:
- осуществляет
аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и
ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного
учреждения;
- разрабатывает
рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
- обеспечивает
информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
- предоставляет
информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и
информационных потребностей;
- создает условия
для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков
самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в
системе дистанционного обучения);
- организует
обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с
книгой и информацией;
- оказывает
информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
- организует
массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры
личности, содействует развитию критического мышления;
- содействует
членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации
образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов,
CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
- руководит
воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах
компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии);
г) осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических
работников:
- выявляет
информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет
информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических
инноваций и новых технологий;
- содействует
профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
- создает банк
педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;
- организует доступ
к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных
версий педагогических изданий;
- осуществляет
текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций),
информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам
управления образовательным процессом;
- поддерживает
деятельность педагогических работников в области создания информационных
продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
- способствует
проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для
проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных
законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет
запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
- консультирует по
вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию
детей;
- консультирует по
вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV.
Организация деятельности библиотеки
12. Наличие
укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно, в том
числе в малокомплектном учреждении и учреждении, расположенном в сельской
местности. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в
межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов управления
образованием.
13. Структура
библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может
включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и
специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами,
видеостудию, мини-издательский комплекс, множительную
технику и др.
14.
Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы
библиотеки.
15. Библиотека
вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень
которых определяется уставом общеобразовательного учреждения.
16. Спонсорская
помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и
закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных
размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные
средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение
материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий,
комплектование фонда документов.
17. В целях
обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в
пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение
обеспечивает библиотеку:
- гарантированным
финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете
учреждения выводится отдельно);
- необходимыми
служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой
библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных
примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
- современной
электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной
техникой и необходимыми программными продуктами;
- ремонтом и
сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной
техникой и канцелярскими принадлежностями.
18.
Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества библиотеки.
19. Ответственность
за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников
и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с
уставом учреждения.
20. Режим работы
библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с
правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При
определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
- двух часов
рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
- одного раза в
месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
- не менее одного
раза в месяц - методического дня.
21. В целях
обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с
детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует
с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
V.
Управление. Штаты
22. Управление
библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного
учреждения.
23. Общее
руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
общеобразовательного учреждения.
24. Руководство
библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем
общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в
соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом
общеобразовательного учреждения.
25. Заведующий
библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем общеобразовательного
учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав
педагогического совета общеобразовательного учреждения.
26. Методическое
сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по
учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием,
учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального
информационного центра.
27. Заведующий
библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю
общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
а) положение о
библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и
штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ,
определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения
с использованием "Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в
библиотеках" (Постановление Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 6);
в) положение о
платных услугах библиотеки;
г) планово-отчетную
документацию;
д) технологическую
документацию.
28. Порядок
комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения
регламентируется его уставом.
29. В целях
обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности:
заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, главный библиограф,
библиограф, медиаспециалист.
30. На работу в
библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку,
соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
31. Работники
библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной
и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на
добровольной основе.
32. Трудовые
отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству
Российской Федерации о труде.
VI. Права и
обязанности библиотеки
33. Работники
библиотек имеют право:
а) самостоятельно
выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания
образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о
библиотеке общеобразовательного учреждения;
б) проводить в
установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять
источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и
реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
д) определять в
соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного
учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по
согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеке;
е) вносить
предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию
оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки
за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников
библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями
труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);
ж) участвовать в управлении
общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого
учреждения;
з) иметь ежегодный
отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии
с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного
учреждения или иными локальными нормативными актами;
и) быть
представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в
соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.
34. Работники
библиотек обязаны:
а) обеспечить
пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать
пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить
научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать
фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий,
образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать
информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать
сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и
хранение;
ж) обеспечивать
режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в
установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;
и) повышать
квалификацию.
VII. Права
и обязанности пользователей библиотеки
35. Пользователи
библиотеки имеют право:
а) получать полную
информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться
справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать
консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во
временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок
пользования документами;
е) получать
тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на
основе фонда библиотеки;
ж) получать
консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при
пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в
мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) пользоваться
платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу
общеобразовательного учреждения и положению о платных услугах, утвержденному
руководителем общеобразовательного учреждения;
к) обращаться для
разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.
36. Пользователи
библиотеки обязаны:
а) соблюдать
правила пользования библиотекой;
б) бережно
относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать
в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать
порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения
карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться
ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при
получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать
об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в
читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1 - 4 классов);
ж) возвращать
документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять
документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
библиотекой;
и) полностью
рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательном учреждении.
37. Порядок
пользования библиотекой:
а) запись
обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по
списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных
работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных
представителей) обучающихся - по паспорту;
б) перерегистрация
пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом,
подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
в) читательский
формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их
возвращения в библиотеку.
38. Порядок
пользования абонементом:
а) пользователи
имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов
одновременно;
б) максимальные
сроки пользования документами:
- учебники, учебные
пособия - учебный год;
-
научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;
- периодические
издания, издания повышенного спроса - 15 дней;
в) пользователи
могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со
стороны других пользователей.
39. Порядок
пользования читальным залом:
а) документы,
предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии,
справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы
выдаются только для работы в читальном зале.
40. Порядок работы
с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с
компьютером участников образовательного процесса производится по графику,
утвержденному руководителем учреждения, и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается
работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
в) пользователь
имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником библиотеки;
г) по всем вопросам
поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику
библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с
компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.