МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2004 г. N 26/188-6и
Управление
специального образования Министерства образования Российской Федерации обращает
внимание органов управления образованием на необходимость дополнительных мер по
соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном
развитии в связи с начинающимся в апреле комплектованием специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии (классов, групп) на 2004 - 2005 учебный год и
проводимыми в этих целях освидетельствованиями психолого-медико-педагогическими
комиссиями (ПМПК) указанных
детей.
Право
ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей
социальной интеграции в системе общего образования закреплено Конвенцией ООН о
правах ребенка, рядом других международно-правовых норм и законодательством
Российской Федерации.
Управление просит
принять меры для обеспечения каждого ребенка данной категории, родители
(законные представители) которого изъявили согласие на его обучение в указанных
учреждениях, необходимыми для этого соответствующими заключениями ПМПК и
направлениями в указанные учреждения от органов управления образованием, как
это предусмотрено п. 10 ст. 50 Закона "Об образовании" РФ.
При отсутствии
соответствующего специального (коррекционного) образовательного учреждения для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (класса, группы) по месту
жительства (вблизи места жительства) детей рекомендуется:
- открывать
специальные классы, группы в общеобразовательных учреждениях в соответствии с
п. 27 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от
12.03.1997 N 288, п. 27 изменений и дополнений в Типовом положении о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии от 10.03.2000 N 212, п. 30 Постановления Правительства
Российской Федерации от 19.03.2001 N
196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном
учреждении";
- открывать
специальные группы на базе имеющихся дошкольных образовательных учреждений
(детский сад комбинированного вида), детские сады компенсирующего вида в
соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля
1995 г. N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении" и открывать в них специальные (коррекционные)
группы в соответствии с п. 48 данного Типового положения;
- открывать в дошкольных образовательных учреждениях группы кратковременного
пребывания для детей с отклонениями в развитии в соответствии с п. 21
Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677, и
письмом Министерства образования Российской Федерации от 29.06.1999 N
129/23-16.
Специфика
образовательного процесса в классах, группах для детей с глубокой умственной
отсталостью и детей, имеющих сложный дефект, определена инструктивными письмами
Министерства:
- N 3 от 26.12.2000
"О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 N
48";
- N 27/2722-6 от
03.04.2003 "Об организации работы с обучающимися,
имеющими сложный дефект".
При
освидетельствовании детей ПМПК просим руководствоваться инструктивным письмом
Министерства от 14.07.2003 N 27/2967-6 "О психолого-медико-педагогической
комиссии", в котором предложены меры по организации помощи детям с
отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического
обследования и определения специальных условий для получения ими образования и
необходимого медицинского обслуживания.
При решении
вопросов обучения ребенка просим учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 52
Закона "Об образовании" родители (законные представители) "имеют
право выбирать формы обучения, образовательные учреждения", а в
соответствии с п. 10 ст. 50 того же Закона направление детей в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии (классы, группы) возможно только при согласии их родителей (законных представителей).
В Российской
Федерации остро стоит вопрос о соблюдении прав на образование детей-инвалидов с
отклонениями в умственном развитии, в связи с чем
необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение ст. 43 Конституции РФ и п. 10
ст. 50 Закона РФ "Об образовании" психолого-медико-педагогическими
комиссиями при вынесении ими заключений в отношении детей-инвалидов, страдающих
глубокой умственной отсталостью, не допуская при этом вынесения заключений,
препятствующих осуществлению права на образование.
ПМПК и органы
управления образованием должны гарантировать доступность образования и не
считать успешное выполнение тестов условием поступления детей в школы или
детские сады. В соответствии с п. п. 1 и 6 ст. 5 Закона "Об образовании"
государство гарантирует гражданам получение образования "независимо от их
состояния здоровья" и "создает гражданам с отклонениями в развитии
условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и
социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов".
Федеральное
законодательство не содержит каких-либо противопоказаний к обучению детей с
отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях, напротив, п. 10 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" и ряд
иных правовых норм закрепляют право детей с отклонениями в развитии, включая
детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта, на
обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для
обучающихся, воспитанников с отклонениями
в развитии (классах, группах) при согласии их родителей (законных
представителей).
Начальник
Управления
специального
образования
Т.В.ВОЛОСОВЕЦ