Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 мая 2004 г. N 626-06-32

 

В связи с передачей полномочий по аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей органам управления культуры субъектов Российской Федерации с 1 марта 2004 года (письмо Минкультуры России от 26.02.2004 N 18-01-16/32) Управление науки и образования направляет для использования аттестационными службами при проведении аттестаций детских школ искусств Методические рекомендации по определению требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств и проведению аттестации детских школ искусств.

Методические рекомендации разработаны Научно-методическим центром по художественному образованию Минкультуры России и одобрены участниками Первой научно-практической конференции руководителей методических служб регионов России, Комиссией по нормативно-правовому обеспечению Учебно-методического совета по детским школам искусств при Министерстве культуры Российской Федерации.

 

Заместитель Начальника

Управления науки и образования

В.Ф.ГРИШАЕВ

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗРАБОТКЕ

ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОЙ

ШКОЛЫ ИСКУССТВ

 

I. Пояснительная записка

 

"Потребность наслаждения искусством

и служения искусству лежит в каждой

человеческой личности... эта потребность

имеет права и должна быть удовлетворена"

Л.Н.ТОЛСТОЙ

 

"Каждый ребенок способен к успешному

и полноценному художественному развитию,

если только наметить наиболее близкую ему

область искусства и наиболее соответствующие

индивидуальным особенностям пути подхода

его к этому искусству"

Б.М.ТЕПЛОВ

 

Одной из главных задач модернизации российского образования является обеспечение современного качества образования.

Понятие качества образования определяет образовательный процесс как развитие, становление личности, способной к самостоятельным созидательным действиям, реализации своих способностей, самосовершенствованию, постоянному овладению новыми знаниями.

В решении этой задачи важная роль отведена дополнительному образованию детей как наиболее эффективной форме развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Одно из особых мест в системе дополнительного образования детей занимают детские школы искусств, в том числе по виду (видам) искусств. Детская школа искусств - один из старейших видов образовательных учреждений России, который насчитывает более чем 100-летнюю историю существования.

При этом уникальность детской школы искусств как учреждения дополнительного образования детей определяется устойчивой традицией построения образовательного процесса на основании примерных учебных планов и образовательных программ. Например, инвариантная часть современных учебных планов детских музыкальных и художественных школ сформировалась в 40-е годы XX века. В последующие десятилетия основным направлением развития школ, отражаемым в учебных планах, стала тенденция привлечения новых возрастных групп обучающихся (дошкольного возраста, молодежи), введения новых предметов и курсов обучения.

Как показали последние десятилетия, потенциально школа искусств наиболее полно среди учреждений дополнительного образования детей может предоставить благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребенка. Это обусловлено тем, что образовательный процесс в детской школе искусств базируется на индивидуальных занятиях, а достаточно гибкая структура школы позволяет довольно быстро перестроиться в соответствии с требованиями времени и спецификой дополнительного образования детей: образования личностно-ориентированного, личностно-детерминированного, направленного на развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

При всей устойчивости самой системы детская школа искусств оперативно реагирует на культурные потребности населения. Это многоликая и развивающаяся организация. Знаменательно появление и развитие таких разновидностей детских школ искусств, как школы кинофотоискусства, фольклорные, цирковые, театральные школы.

Концепция художественного образования в России, утвержденная Министерством образования Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации в 2001 году, определила следующие задачи в развитии отечественного художественного образования, ориентированные, в частности, и на деятельность образовательных учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности, важной составляющей которых является детская школа искусств:

- осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающейся на приоритете свободного развития личности;

- обеспечение условий для выполнения одной из важных задач художественного образования, связанной с вхождением ребенка в мир искусства, освоения им выработанных мировой культурой ценностей;

- обеспечение условий для продолжения и совершенствования традиций, а также преемственности отечественного художественного образования;

- сохранение и развитие сети образовательных учреждений;

- распространение вариативных подходов в создании образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого учащегося;

- создание условий для осуществления уровневой дифференциации учебного процесса;

- обеспечение предметов нового учебного плана методиками, программами, учебниками, пособиями.

Изменившиеся условия деятельности образовательных учреждений в области искусства и поставленные новые цели диктуют особые требования к учебному плану. Структура и содержание учебных планов должны быть ориентированы на построение образовательного процесса, основной целью которого является выявление и реализация способностей ребенка на всех этапах его обучения. Поэтому создание преемственных учебных планов и образовательных программ нового поколения, учитывающих современные требования к детским школам искусств, - необходимо и своевременно.

Для обеспечения новых образовательных потребностей учреждений дополнительного образования детей Министерство культуры Российской Федерации в течение 2001 - 2003 гг. разработало и рекомендовало к использованию в образовательном процессе новые примерные учебные планы и новые примерные образовательные программы. При этом разработчики руководствовались следующими положениями:

1. Основным принципом построения учебных планов нового поколения является вариативность содержания, направленного на удовлетворение различных образовательных потребностей. Организация образовательного процесса по принципам единообразия и усредненности тормозит развитие учащихся, ставит преграды перед внедрением новых методов и технологий, обезличивает учебный процесс.

2. Возрастает роль развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

3. Школа искусств призвана осуществлять задачи допрофессиональной подготовки (ранней профессиональной ориентации) учащихся, создавая реальные условия эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области искусства.

Расширение возможностей школы искусств находит отражение и в количественном многообразии предлагаемых учебных планов и программ не только для детей, поступающих в 7-летнем возрасте, но и для детей, начинающих обучение с 3-х лет, после 9 - 10 лет. Многовариантность учебных планов базируется также на различных по срокам обучения (от 3-х до 8 лет) образовательных программах.

Новые учебные планы определяют центром образовательного процесса ребенка, именно ученик является субъектом образовательного процесса, и задача школы - предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы, создать условия для наиболее полной реализации целевого выбора учащегося по видам искусств.

В результате анализа образовательной ситуации основная цель введения в образовательный процесс нового поколения учебных планов сформулирована следующим образом: создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп обучающихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребенка и, тем самым, даст возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.

Инновационный характер новых учебных планов и образовательных программ определяет одну из приоритетных задач деятельности детских школ искусств ближайших лет, связанную с апробацией нового содержания образования путем повсеместного введения вариативных учебных планов и образовательных программ. Данный процесс позволит получить ответы на следующие важные для развития системы вопросы: "Как определяется качество образования в детской школе искусств? Что является результатом образования в детской школе искусств? Как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения?".

Создание и введение в образовательный процесс новых учебных планов и новых образовательных программ является одним из путей развития детской школы искусств как особого вида образовательного учреждения дополнительного образования детей в условиях модернизации российского образования, определяет новое качество образования в детской школе искусств.

В связи с введением многовариантных учебных планов, проведением процедур аттестации и аккредитации, а также наделением детской школы искусств, в соответствии с положениями Федерального закона "Об образовании" (статьи 14, 32), полномочиями по созданию собственных рабочих учебных планов и образовательных программ, возникла необходимость в создании рекомендаций по определению содержания образования и требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств.

Данный документ необходим для установления границ образовательного поля, соответствующего особенностям образовательного процесса в детской школе искусств. Многовариантность и вариативность образовательных программ, принимаемых самостоятельно образовательным учреждением, в определенных ситуациях может привести к потере видовых особенностей школы искусств.

В последние годы наметились две тенденции в этом направлении. С одной стороны - предъявление высоких требований к выпускникам с явной ориентацией на требования программ среднего профессионального образования, с другой - попытка адаптации действующих примерных программ к категории учащихся с низким уровнем природных специальных способностей и с низкой мотивацией к обучению. Отсюда - появление практики необдуманных изменений в учебных планах, значительного сокращения или увеличения учебных часов по сравнению с примерным объемом часов, предлагаемым примерными учебными планами, необоснованного занижения или завышения программных требований.

В результате, одной из основных проблем развития детского художественного образования и управления его качеством в детской школе искусств становится проблема приведения основных документов, определяющих содержание образования, в соответствие с целями и задачами образовательного процесса, уровнем и направленностью образовательных программ, соответствующих данному виду образовательного учреждения дополнительного образования детей. Данную проблему можно решить путем создания документа, определяющего общие требования к содержанию и результату обучения, качеству подготовки выпускников и, таким образом, объединяющего процесс обучения и воспитания в российских детских школах искусств в единое образовательное пространство.

Таким системообразующим документом являются примерные требования к содержанию образования и уровню подготовки выпускника детской школы искусств (далее - Примерные требования).

Примерные требования разработаны в целях осуществления единой государственной политики в области дополнительного образования детей, реализуемого в детских школах искусств.

Разработанные Примерные требования призваны способствовать повышению качества образования, реализуемого детской школой искусств.

Разработанные требования должны способствовать унификации образовательных программ, реализуемых детской школой искусств, с предоставлением широких возможностей учреждениям самостоятельно разрабатывать вариативные программы, отражающие потребности в соответствующих образовательных услугах, в том числе с учетом региональных особенностей.

Примерные требования позволят активизировать процесс самостоятельной разработки образовательных программ в детских школах искусств.

Примерные требования к содержанию дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности в детских школах искусств включают:

требования к содержанию образовательных программ художественно-эстетической направленности, реализуемых детской школой искусств;

требования к уровню подготовки выпускника детской школы искусств.

 

II. Примерные требования к содержанию образования

и уровню подготовки выпускника детской школы искусств

 

1. Общая характеристика содержания образовательных

программ, реализуемых детской школой искусств

 

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (Закон "Об образовании", статья 14). Образовательная программа детской школы искусств - это программа по предметам учебного плана.

Образовательный процесс в детской школе искусств структурирован по образовательным областям (например, такие образовательные области как инструментальное исполнительство, фольклорное искусство, хоровое пение и т.д.). Объединение предметов по образовательным областям определяет принцип формирования учебных планов. Образовательная область в детской школе искусств может быть организована в виде относительно самостоятельных структурных единиц - отделений (отделов).

Содержанию образовательного процесса образовательной области соответствует комплексная образовательная программа как программа деятельности отделения (отдела), объединяющая цели, задачи, содержание образовательных программ различных предметов в единое целое. Наряду с созданием образовательных программ по предметам детская школа искусств может разработать и комплексную образовательную программу.

Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей установлен порядок разработки образовательных программ, указаны их возможные виды (п. п. 26, 27).

Срок освоения образовательных программ художественно-эстетической направленности, реализуемых в детской школе искусств (далее - ОП), - от 3-х лет и выше.

В детской школе искусств возможно использование ускоренных, сокращенных образовательных программ, условия реализации которых определяются уставом детской школы искусств.

Уровнями освоения ОП, реализуемых детской школой искусств, являются:

уровень общего художественно-эстетического образования;

повышенный уровень;

уровень допрофессиональной подготовки (ранней профессиональной ориентации).

Каждому уровню освоения ОП соответствуют свои образовательные цели и ценностные ориентиры, определяющие многообразие образовательных возможностей детской школы искусств.

Цели ОП общего художественно-эстетического образования:

- овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств после окончания школы;

- умение осваивать новый материал в общекультурных областях;

- формирование и развитие устойчивого интереса к самообразованию.

Цели ОП повышенного уровня:

- достижение уровня развития личности, достаточного для ее творчески-деятельной самореализации и самовыражения в сфере искусства;

- достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;

- достаточно высокая степень овладения знаниями, умениями, навыками по выбранному виду искусства, необходимая для приобретения собственного опыта художественной деятельности.

Цели ОП допрофессиональной подготовки (ранней профессиональной ориентации):

- достижение целей, соответствующих целям ОП повышенного уровня;

- создание наиболее благоприятных условий для обучения способных детей, готовых к продолжению обучения в профессиональных учебных заведениях культуры и искусства после окончания детской школы искусств.

Содержание образования в детской школе искусств отражено в таблице 1. Данное представление содержания образования как комплекса реализуемых программ обусловлено анализом образовательных традиций и подходов к освоению определенного вида искусства <1>. Таблица составлена в соответствии с действующими примерными учебными планами. Наличие того или иного уровня освоения ОП отмечено в таблице знаком +.

--------------------------------

<1> Например, для реализации ОП изобразительного искусства традиционными являются повышенный уровень и уровень допрофессиональной подготовки (ранней профессиональной ориентации), для реализации ОП театрального искусства, соответственно, - уровень общего художественно-эстетического образования и допрофессиональной подготовки (ранней профессиональной ориентации).

 

Таблица 1

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ

ДЕТСКОЙ ШКОЛОЙ ИСКУССТВ

 

    Образовательные   
        области       

  Сроки  
реализации
  полного
  курса  
    ОП   

     Уровни освоения ОП     

Общее  
художе-
ственно-
эстети-
ческое 
образо-
вание  

Повышен-
ный уро-
вень ху-
дожест-
венного
образо-
вания  

Допрофесси-
ональная  
подготовка
(ранняя   
професси- 
ональная  
ориентация)

Инструментальное      
(вокальное)           
музицирование         

7 лет    

   +   

 

 

Музыкальное           
исполнительство       
(инструментальное     
исполнительство,      
сольное пение)        

7 (8) лет
5 (6) лет

   +   

   +   

     +    

Теория музыки         

1 год    

 

 

     +    

Хоровое пение         

7 лет    
5 лет    

   +   

   +   

 

Хоровое дирижирование 

1 год    

 

 

     +    

Изобразительное       
искусство             

4 (5) лет
7 (8) лет

 

   +   

     +    

Фольклорное искусство 

5 (6) лет
7 (8) лет

   +   

   +   

     +    

Хореографическое      
искусство             

5 (6) лет
7 (8) лет

   +   

   +   

     +    

Эстрадно-джазовое     
искусство             
"Инструментальное     
исполнительство"      

5 (6) лет
3 (4) года

   +   

   +   

     +    

Эстрадно-джазовое     
искусство "Вокальное  
исполнительство"      

5 (6) лет
3 (4) года

   +   

   +   

     +    

Театральное искусство 

7 (8) лет
5 (6) лет
3 (4) года

   +   

 

     +    

Общее эстетическое    
образование           

5 лет    

   +   

 

 

 

Особого внимания требует анализ современных региональных моделей образования. Успешный региональный опыт расширения сферы образовательных услуг приводит не только к возникновению новых образовательных областей, обогащающих содержание образования в детских школах искусств, но и к формированию и развитию новых вариативных подходов освоения различных видов искусств. Так, в последнее десятилетие активно развивается такая образовательная область как декоративно-прикладное искусство, содержанием образовательного процесса которого, в основном, являются ОП общего художественно-эстетического образования. Следовательно, анализ и обобщение опыта работы в данной образовательной области позволят в будущем определить содержание уровня освоения ОП общего художественно-эстетического образования по предметам изобразительного искусства.

При создании вариативных образовательных программ детская школа искусств ориентируется на определенный уровень их освоения. Поэтому, по одному и тому же предмету может быть несколько вариантов программ, в которых поставлены различные цели и задачи обучения, а, следовательно, прогнозируются различные результаты.

Важная специфика образовательного процесса в детской школе искусств - его практико-ориентированная направленность; практическая деятельность обучающихся в детской школе искусств имеет следующие виды:

учебно-исполнительская (в том числе: музыкально-исполнительская, художественно-изобразительная, театральная, хореографическая);

учебно-теоретическая;

творческая (креативная);

культурно-просветительская.

Данные виды практической деятельности обучающихся в детской школе искусств могут быть основой как учебных занятий, так и внеклассных мероприятий.

 

2. Показатели формирования требований к уровню подготовки

выпускника детской школы искусств

 

Результат образовательного процесса - выпускник детской школы искусств, поэтому требования к уровню подготовки выпускника являются важной частью общих требований к содержанию образования.

"Уровень подготовки обучающихся в дополнительном образовании детей - это достигнутая степень индивидуального развития, сформированность определенных качеств личности и способностей решать разнообразные задачи определенной степени сложности. То есть для учреждений дополнительного образования детей понятие "выпускник" корректируется целевым предназначением их деятельности - развивать мотивы личности к познанию и творчеству, обеспечивать необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, творческого труда и профессионального самоопределения. Следовательно, проблема определения понятия "выпускник" здесь не сводится к объему усвоенных знаний, умений и навыков, а будет включать опыт творческой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельности и заинтересованности.

Выпускник учреждения дополнительного образования детей - личность, реализующая свой целевой выбор в области деятельности или знания, в уровне ее освоения, мотивах и ценностных ориентациях через приобретение собственного опыта культурной деятельности.

Таким образом, качественное образование - это образование, которое обеспечивает ребенку свободу выбора, право самоопределения и способы эффективного действия в любых обстоятельствах" <2>.

--------------------------------

<2> Цитируется по изданию: Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений дополнительного образования детей (Теория и практика, нормативно-правовое обеспечение). Изд. 2-е, переработанное. М., 2003.

 

В связи с вышесказанным, требования к уровню подготовки выпускника учитывают следующие показатели:

- степень овладения знаниями, умениями, навыками;

- показатели личностного развития.

Показателями развития личности выпускника детской школы искусств как результата образования являются:

- сформированность познавательных интересов и потребностей, устойчивой мотивации к художественной деятельности;

- развитие интеллектуальной сферы ребенка, волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в различных видах искусств, как в самой детской школе искусств, так и после ее окончания.

Таким образом, уровень подготовки выпускника детской школы искусств определяется с учетом:

1. Вида искусства.

2. Уровня освоения ОП.

3. Видов деятельности.

4. Результата обучения (овладение знаниями, умениями, навыками), личностного развития.

 

3. Требования к уровню подготовки выпускника детской школы

искусств по видам искусств

 

Музыкальное искусство <3>

 

--------------------------------

<3> Музыкальное искусство включает ОП следующих образовательных областей: Инструментальное (вокальное) музицирование, Музыкальное исполнительство (инструментальное исполнительство, сольное пение), Теория музыки, Хоровое пение, Хоровое дирижирование, Фольклорное искусство, Эстрадно-джазовое искусство (инструментальное исполнительство), Эстрадно-джазовое искусство (вокальное исполнительство).

 

Виды   
деятель-
ности  

                  Уровни освоения ОП                  

Уровень общего  
художественно-  
эстетического   
образования     

   Повышенный   
     уровень    

Уровень допрофес- 
сиональной подго- 
товки (ранней про-
фессиональной ори-
ентации)          

Учебно-
исполни-
тельская

Овладение миниму-
мом знаний, уме-
ний, навыков, не-
обходимых для ис-
полнительской де-
ятельности в сфе-
ре музыкального 
искусства: умение
самостоятельно  
разучивать и гра-
мотно, вырази-  
тельно исполнять
произведения раз-
личных жанров и 
направлений, чи-
тать с листа, иг-
рать (петь) в ан-
самбле, владеть 
навыками аккомпа-
нирования и под-
бора по слуху   

Овладение доста-
точно высоким   
уровнем знаний, 
умений, навыков,
необходимых в   
сольной исполни-
тельской практи-
ке, игре в раз- 
личных ансамблях.
Формирование уме-
ний самостоятель-
но разучивать и 
художественно,  
цельно исполнять
произведения раз-
личных жанров и 
стилей.         
Формирование на-
выков чтения с  
листа.          
Формирование на-
выков аккомпани-
рования, подбора
по слуху и приме-
нения их в кон- 
цертной практике

Освоение знаний,  
умений, навыков,  
необходимых для ис-
полнения сольных  
концертных про-   
грамм, ансамблевого
исполнительства.  
Формирование ка-  
честв личности (во-
левых, эмоциональ-
ных и т.д.), необ-
ходимых для осоз- 
нанного выбора про-
фессии.           
Овладение навыками
самостоятельного, 
осознанного прочте-
ния нотного текста.
Формирование навы-
ков чтения с листа.
Овладение навыками
аккомпанирования, 
подбора по слуху и
применения их в   
концертной практике

Учебно-
теорети-
ческая 

Овладение основа-
ми музыкальной  
грамоты.        
Овладение навыка-
ми осознанного  
восприятия эле- 
ментов музыкаль-
ного языка и му-
зыкальной речи, 
навыками анализа
незнакомого музы-
кального произве-
дения, знаниями 
основных направ-
лений в музыкаль-
ном искусстве.  
Формирование    
умений использо-
вать полученные 
знания в практи-
ческой деятель- 
ности           

Достижение необ-
ходимого уровня 
функциональной  
грамотности.    
Овладение навыка-
ми осознанного  
восприятия эле- 
ментов музыкаль-
ного языка и му-
зыкальной речи, 
навыками анализа
незнакомого музы-
кального произве-
дения, знаниями 
основных направ-
лений и стилей в
музыкальном ис- 
кусстве.        
Формирование уме-
ний использовать
полученные знания
в практической  
деятельности    

Достижение уровня 
функциональной гра-
мотности, необходи-
мого для продолже-
ния обучения в    
среднем специальном
учебном заведении.
Овладение навыками
осознанного воспри-
ятия элементов му-
зыкального языка и
музыкальной речи, 
навыками анализа  
незнакомого музы- 
кального произведе-
ния, знаниями осно-
вных направлений и
стилей в музыкаль-
ном искусстве.    
Формирование умений
использовать полу-
ченные знания в   
практической дея- 
тельности         

Творче-
ская   
(креа- 
тивная)

Формирование на-
выков сочинения и
импровизации про-
стейших музыкаль-
ных построений  

Овладение навыка-
ми сочинения и  
импровизации.   
Использование по-
лученных навыков
в различных видах
деятельности    

Овладение навыками
сочинения и импро-
визации.          
Использование полу-
ченных навыков в  
различных видах де-
ятельности        

Культур-
но-про-
свети- 
тельская

Формирование на-
выков коллектив-
ной творческой  
деятельности,   
умения сочетать 
различные виды  
деятельности и  
применять их во 
внеклассных     
мероприятиях    

Формирование на-
выков исполни-  
тельской практи-
ки.             
Формирование на-
выков коллектив-
ной творческой  
деятельности,   
умения сочетать 
различные виды   
деятельности и  
применять их во 
внеклассных меро-
приятиях        

Формирование навы-
ков исполнитель-  
ской практики.    
Формирование навы-
ков коллективной  
творческой деятель-
ности, умения соче-
тать различные виды
деятельности и при-
менять их во вне- 
классных мероприя-
тиях              

 

Изобразительное искусство

 

Виды   
деятель-
ности  

                  Уровни освоения ОП                  

    Повышенный уровень   

 Уровень допрофессиональной
     подготовки (ранней    
профессиональной ориентации)

Учебно-
исполни-
тельская

Овладение достаточно высо-
ким уровнем знаний, уме- 
ний, навыков, необходимых
в индивидуальной творче- 
ской деятельности (практи-
ке). Формирование умения 
самостоятельно решать по-
ставленные задачи и худо-
жественно их реализовы-  
вать.                    
Умение грамотно и образно
изображать с натуры и по 
памяти предметы (объекты)
окружающего мира.        
Овладение различными худо-
жественными материалами, 
техниками и жанрами. Фор-
мирование умения грамотно
и осмысленно применять их
для решения художественных
задач                    

Освоение знаний, умений, на-
выков, необходимых для реше-
ния поставленных задач в са-
мостоятельном создании про-
изведения изобразительного 
искусства.                 
Формирование качеств личнос-
ти (волевых, эмоциональных и
т.д.), необходимых для осоз-
нанного выбора профессии.  
Овладение различными художе-
ственными материалами, тех-
никами и жанрами. Формирова-
ние умения грамотно и осмыс-
ленно применять их для реше-
ния художественных задач   

Учебно-
теоре- 
тическая

Достижение необходимого  
уровня функциональной    
грамотности.             
Овладение навыками осоз- 
нанного восприятия произ-
ведений изобразительного 
искусства.               
Овладение законами цвето-
ведения, световоздушной и
линейной перспективами.  
Формирование умений ис-  
пользовать полученные зна-
ния в практической дея-  
тельности                

Достижение уровня функцио- 
нальной грамотности, необхо-
димого для продолжения обу-
чения в среднем и высшем   
специальном учебном заведе-
нии.                       
Овладение навыками осознан-
ного восприятия и анализа  
произведений изобразительно-
го искусства.              
Формирование умения ориенти-
роваться в отечественной и 
зарубежной изобразительной 
практике.                  
Формирование умений исполь-
зовать полученные знания в 
практической деятельности  

Творче-
ская   
(креа- 
тивная)

Формирование умения вопло-
щать представления и фан-
тазии в работе над компо-
зицией                   

Формирование умения вопло- 
щать представления и фанта-
зии в работе над композици-
ей. Развитие композиционного
мышления                   

Культур-
но-про-
свети- 
тельская

Формирование навыков учас-
тия в конкурсах, фестива-
лях, выставках.          
Овладение навыками индиви-
дуальной и коллективной  
творческой деятельности. 
Формирование умения соче-
тать различные виды дея- 
тельности и применять их 
во внеклассных мероприя- 
тиях                     

Формирование навыков участия
в конкурсах, фестивалях, вы-
ставках.                   
Овладение навыками индивиду-
альной и коллективной твор-
ческой деятельности.       
Формирование умения сочетать
различные виды деятельности
и применять их во внеклас- 
сных мероприятиях          

 

Театральное искусство

 

Виды   
деятель-
ности  

                  Уровни освоения ОП                  

Уровень общего           
художественно-           
эстетического образования

 Уровень допрофессиональной
     подготовки (ранней    
профессиональной ориентации)

Учебно-
исполни-
тельская

Овладение минимумом зна- 
ний, умений, навыков комп-
лекса театральных предме-
тов (сценическое движение,
художественное слово, та-
нец и т.д.).             
Формирование умения приме-
нять полученные знания,  
умения, навыки в процессе
подготовки спектакля     
(учебного, любительского)
в качестве исполнителя   
конкретной роли.         
Формирование устойчивого 
интереса к театру и смеж-
ным видам искусств.      
Формирование личностных  
качеств, необходимых для 
взаимодействия в творчес-
ком коллективе (самодисци-
плины, выносливости, чув-
ства товарищества и т.д.)

Овладение достаточно высоким
уровнем знаний, умений, на-
выков комплекса театральных
дисциплин (основы актерского
мастерства, сценическое дви-
жение, художественное слово,
танец и т.д.), необходимых 
для подготовки учебного спе-
ктакля в качестве исполните-
ля конкретной роли или для 
исполнения чтецкой програм-
мы.                        
Формирование качеств личнос-
ти (волевых, эмоциональных и
т.д.), необходимых для осоз-
нанного выбора профессии.  
Сформированность устойчивого
интереса к театру и смежным
видам искусств             

Учебно-
теоре- 
тическая

Достижение необходимого  
уровня театральной грамот-
ности, эрудиции и зритель-
ской культуры.           
Овладение навыками осоз- 
нанного восприятия произ-
ведений театрального ис- 
кусства.                 
Формирование умений ис-  
пользовать полученные зна-
ния в практической дея-  
тельности                

Достижение уровня функцио- 
нальной театральной грамот-
ности, необходимого для про-
должения обучения в среднем
и высшем специальном учебном
заведении.                 
Овладение навыками осознан-
ного восприятия и анализа  
произведений театрального  
искусства.                 
Формирование умения ориенти-
роваться в отечественной и 
зарубежной театральной прак-
тике.                      
Формирование умений исполь-
зовать полученные знания в 
практической деятельности  

Творче-
ская   
(креа- 
тивная)

Формирование умения вопло-
щать представления и фан-
тазии в учебной работе   

Формирование умения вопло- 
щать представления и фанта-
зии в учебной работе и ис- 
полнительской практике     

Культур-
но-про-
свети- 
тельская

Формирование навыков кол-
лективной творческой дея-
тельности, умения сочетать
различные виды деятельно-
сти и применять их во вне-
классных мероприятиях    

Овладение навыками индивиду-
альной и коллективной твор-
ческой деятельности.       
Формирование умения сочетать
различные виды деятельности
и применять их во внеклас- 
сных мероприятиях          

 

Хореографическое искусство

 

Виды   
деятель-
ности  

                  Уровни освоения ОП                  

Уровень общего 
художественно- 
эстетического  
образования    

    Повышенный   
      уровень    

Уровень допрофесси-
ональной подготовки
(ранней профессио-
нальной ориентации)

Учебно-
исполни-
тельская

Овладение мини-
мумом знаний,  
умений, навыков
хореографиче-  
ского искусства:
экзерсиса, гим-
настики, основ-
ных танцевальных
элементов.      
Формирование   
умений разучи- 
вать и грамотно,
выразительно ис-
полнять соло и в
ансамбле произ-
ведения различ-
ных жанров и на-
правлений, осно-
ванные на прос-
тых танцевальных
элементах      

Овладение доста- 
точно высоким    
уровнем знаний,  
умений, навыков, 
необходимых в    
сольной исполни- 
тельской практике.
Формирование уме-
ний разучивать и 
выразительно ис- 
полнять произведе-
ния различных хо-
реографических   
жанров и стилей  

Приобретение необ-
ходимых навыков для
исполнения сольных
хореографических  
произведений.     
Овладение навыками
самостоятельного  
разучивания хорео-
графических произ-
ведений.          
Формирование ка-  
честв личности (во-
левых, эмоциональ-
ных и т.д.), необ-
ходимых для осоз- 
нанного выбора про-
фессии            

Учебно-
теоре- 
тическая

Овладение осно-
вами хореогра- 
фической грамот-
ности.         
Овладение основ-
ной хореографи-
ческой лексикой,
знаниями основ-
ных направлений
в хореографии. 
Формирование   
умений использо-
вать полученные
знания в практи-
ческой деятель-
ности          

Достижение уровня
функциональной хо-
реографической   
грамотности.     
Овладение навыками
осознанного вос- 
приятия элементов
различных хорео- 
графических жан- 
ров: классического
танца, историко- 
бытового танца,  
народно-сцениче- 
ского танца.     
Формирование уме-
ний использовать 
полученные знания
в практической де-
ятельности       

Достижение уровня 
хореографической  
грамотности, необ-
ходимого для про- 
должения обучения 
в среднем и высшем
специальном учебном
заведении.        
Овладение навыками
осознанного воспри-
ятия хореографиче-
ской лексики. Осво-
ение знаний музы- 
кального хореогра-
фического материа-
ла, основных напра-
влений и стилей хо-
реографического ис-
кусства.          
Формирование умений
использовать полу-
ченные знания в   
практической дея- 
тельности         

Творче-
ская   
(креа- 
тивная)

Овладение навы-
ками импровиза-
ции простейших 
хореографических
композиций     

Овладение навыками
импровизации прос-
тейших хореографи-
ческих композиций.
Использование по-
лученных навыков 
в различных видах
деятельности     

Овладение навыками
исполнения и импро-
визации в различных
жанрах хореографии

Культур-
но-про-
свети- 
тельская

Формирование на-
выков коллектив-
ной творческой 
деятельности,  
умения сочетать
различные виды 
деятельности и 
применять их во
внеклассных    
мероприятиях   

Формирование навы-
ков коллективной 
творческой дея-  
тельности, умения
сочетать различные
виды деятельности
и применять их во
внеклассных меро-
приятиях         

Формирование навы-
ков коллективной  
творческой деятель-
ности, умения соче-
тать различные виды
деятельности и при-
менять их во вне- 
классных мероприя-
тиях              

 

Мероприятия текущего, промежуточного и итогового контроля проводятся в соответствии с требованиями, разработанными в детской школе искусств и прописанными в уставе, других локальных актах с учетом требований примерных учебных планов и образовательных программ <4>.

--------------------------------

<4> См. также: Методические рекомендации по организации текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся детских школ искусств/Информационный журнал "Культура. Искусство. Образование". 2002 г. N 1.

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ - ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

 

Общие положения

 

Рекомендации разработаны Научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации и предназначены для использования в работе органами управления образованием и (или) органами управления культуры, проводящими аттестацию детских школ искусств (далее - школ искусств), и руководителями школ искусств в процессе подготовки к аттестации.

Необходимость создания данного документа обусловлена спецификой деятельности школы искусств, отличающей ее от других видов учреждений дополнительного образования детей.

К школам искусств (в том числе по видам искусств) относятся школы, имеющие различные наименования (музыкальные, художественные, театральные, хореографические и другие) и реализующие дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности.

Данные Рекомендации являются примерными, на их основе орган, проводящий аттестацию, может разработать аттестационные требования и технологии, адаптированные к условиям деятельности школ искусств различных регионов.

Рекомендации основываются на Положении о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденном Приказом Минобразования России от 22.05.98 N 1327, Приказе Минобразования России от 23.03.99 N 712 "Об аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей", письме Минобразования России от 30.06.99 N 446/28-16 "О направлении Методических рекомендаций по аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей", Приказе Минобразования России от 03.05.2000 N 1276 "О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей", письме Министерства культуры Российской Федерации от 26.02.2004 N 18-01-16/32 "О передаче полномочий по аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей".

Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.

Целью и содержанием аттестации школы искусств является установление соответствия содержания обучения детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их реализации.

Аттестация проводится по заявлению школы искусств один раз в пять лет.

В настоящее время в ряде регионов созданы самостоятельные аттестационно-диагностические центры при органах управления образованием либо при администрациях субъектов Федерации. В Положении о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений такие аттестационные службы наряду с органами управления образованием включены в перечень субъектов, полномочных осуществлять аттестацию образовательных учреждений соответствующих типов.

В то же время, наиболее распространенной практикой проведения аттестации является создание в структуре государственного органа управления образованием субъекта Федерации аттестационной службы, наделенной полномочиями по аттестации образовательных учреждений. При этом, как правило, часть функций по аттестации либо аттестация школ искусств делегируются на муниципальный уровень.

В некоторых субъектах Российской Федерации по доверенности органов управления образованием процедуру аттестации школ искусств проводят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры или методические службы, функционирующие при них.

В феврале 2004 года Министерство культуры Российской Федерации проинформировало министерства культуры в составе Российской Федерации, органы управления культуры исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга о передаче полномочий по аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей в ведение органов управления культуры субъектов Российской Федерации с 1 марта 2004 года (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 26.02.2004 N 18-01-16/32).

 

Процедура проведения аттестации

 

Школа искусств направляет в аттестационную службу заявление на аттестацию, оформленное в соответствии с принятыми нормами. Согласно приложению N 2 к Приказу Минобразования России от 23.03.99 N 712 школа искусств к заявлению прилагает следующие документы:

копию устава;

копию лицензии на образовательную деятельность;

учебный план учреждения;

программу деятельности учреждения;

дополнительные образовательные программы, реализуемые учреждением (по запросу аттестационной комиссии);

гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;

материалы самоанализа учреждения (представляются дополнительно по желанию учреждения).

Форма проведения аттестации, аттестационные технологии, критерии аттестации определяются органом (службой), осуществляющим аттестацию. Школа искусств вправе обратиться за консультациями по предстоящей аттестации в аттестационный орган (службу), познакомиться с критериями и параметрами аттестационной оценки, программой аттестации и составом аттестационной комиссии.

Созданная аттестационная комиссия знакомится с работой школы искусств в соответствии с принятой программой аттестации, изучает на практике процесс и результат деятельности.

Порядок работы аттестационной комиссии, периодичность ее заседаний, процедура принятия решений определяются самой комиссией и оформляются соответствующим протоколом. План работы аттестационной комиссии согласовывается по срокам с руководителем аттестуемой школы искусств и доводится до сведения педагогического коллектива не позже чем за неделю до начала аттестации.

Суммарное время работы аттестационной комиссии в школе искусств не должно превышать 10 календарных дней.

Экспертиза деятельности школы искусств проводится по следующим направлениям:

- анализ содержания и результатов образования;

- изучение всех образовательных программ, реализуемых в школе искусств в их соответствии программе деятельности школы искусств, учебному плану;

- изучение состояния методической работы;

- изучение уровня достижений обучающихся;

- анализ системы формирования и развития учебных навыков и умений;

- анализ условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса;

- анализ кадрового обеспечения образовательного процесса;

- анализ условий и материально-технического обеспечения образовательной деятельности в школе искусств;

- изучение соответствия форм управления образовательным процессом школы искусств его содержанию;

- анализ содержания образовательной деятельности с учетом специфики региона, потребностей детей, социума.

В процессе экспертизы аттестационная комиссия проводит анализ документов, а также материалов самоанализа школы искусств, представленных на ее рассмотрение.

Аттестационная комиссия вправе провести свою экспертизу содержания и результатов образовательной деятельности школы искусств как по всем реализуемым в течение трех последних лет образовательным программам, так и выборочно.

С точки зрения итогов важно, насколько внешняя экспертиза совпала с внутренней самооценкой деятельности школы искусств, и какие наиболее важные рекомендации даны аттестационной комиссией для продолжения деятельности или исправления выявленных недочетов.

Результатом аттестационной процедуры является оформление заключения, которое содержит следующие рекомендации аттестационному органу (службе):

1. Аттестовать или не аттестовать учреждение.

2. Установить школе искусств ту или иную категорию.

3. Принять конкретные меры, направленные на совершенствование управления работой школы искусств.

Заключение комиссии является основанием для издания аттестационным органом (службой) в 2-недельный срок приказа о признании школы искусств аттестованной или неаттестованной по соответствующим образовательным программам.

Приказ и копия заключения аттестационной комиссии в 3-дневный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) школе искусств и ее учредителю (учредителям).

Отрицательное заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

Повторная аттестация может проводиться по требованию школы искусств не ранее чем через год с момента отказа ему в государственной аккредитации.

Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения школой искусств государственной аккредитации.

 

Подготовка детских школ искусств к аттестации.

Методические рекомендации по проведению самоанализа

 

Научно-методический центр по художественному образованию считает, что для успешного проведения аттестации школе искусств необходимо провести процедуру самоанализа (самоаттестации). Набор документов, подготовленный школой искусств для аттестации, может служить основным материалом для самоанализа.

Процедура самоаттестации предполагает анализ следующих документов:

1. Устава школы искусств

2. Лицензии на право ведения образовательной деятельности

3. Программы деятельности школы искусств

4. Примерных учебных планов, рекомендованных Минкультуры России и используемых в школе искусств

5. Рабочих учебных планов

6. Примерных учебных программ

7. Рабочих учебных программ

8. Сведений о педагогических кадрах и укомплектованности штатов

9. Сведений о материально-технической базе и оснащенности учебного процесса

10. Сведений об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой

11. Локальных нормативных актов

12. Годового календарного учебного графика

13. Расписания занятий

14. Штатного расписания

15. Сведений о повышении квалификации преподавателей

16. Материалов методической деятельности преподавателей

17. Материалов работы методических служб

18. Материалов вступительных испытаний

19. Индивидуальных планов обучающихся

20. Журналов групповых и индивидуальных занятий

21. Общешкольной ведомости успеваемости

22. Сведений об обучающихся, поступивших в средние и высшие специальные учебные заведения культуры и искусства

23. Сведений об обучающихся, ставших лауреатами и дипломантами конкурсов (выставок) и фестивалей

24. Сведений об организации творческой практики обучающихся - концертной (выставочной) деятельности школы искусств.

Все сведения представляются за 3 года, предшествующие аттестации.

Цель самоаттестации - установление соответствия документов школы искусств друг другу; соответствия реализуемых образовательных программ виду учреждения; соответствия направлений и видов деятельности программе деятельности школы искусств; соответствия организационно-управленческой модели школы искусств материально-техническому, кадровому обеспечению, особенностям контингента учащихся.

Самоаттестация должна установить, насколько органично образовательное учреждение входит в окружающую среду, эффективно поддерживает и развивает ее.

Анализ и оценка школой искусств своей деятельности может проводиться с привлечением администрации и методических служб школы искусств, а также с привлечением обучающихся, их родителей и выпускников.

Самоаттестации подлежат результаты образовательной деятельности за последние три года.

Школа искусств самостоятельно разрабатывает и утверждает план, содержание, формы и методы самоаттестации.

План, содержание, формы и методы самоаттестации школы искусств рассматриваются на педагогическом совете. По решению педагогического совета директор издает приказ о проведении самоаттестации.

При проведении самоаттестации могут быть использованы такие методы как тестирование, опрос, анкетирование, составление графиков и таблиц, анализ документации.

При самоаттестации необходимо:

- проанализировать эффективность структуры и системы управления образовательным учреждением;

- сравнить примерные и рабочие учебные планы;

- дать характеристику контингента школы искусств по различным признакам (способности к обучению выбранным видам искусства, возрасту, состоянию здоровья);

- проанализировать движение контингента;

- определить обеспеченность школы искусств педагогическими кадрами и образовательный уровень преподавателей;

- дать характеристику системе мер по повышению квалификации преподавательских кадров;

- рассмотреть итоги аттестации выпускников трех последних лет;

- определить уровень ведения учебной документации (журналов групповых и индивидуальных занятий, индивидуальных планов учащихся и др.);

- оценить эффективность методической службы школы искусств;

- оценить качество программного и методического обеспечения учебного процесса;

- определить уровень развития и оптимальность использования материально-технической базы, уровень оснащенности библиотеки, систему функционирования специально оборудованных кабинетов;

- оценить организацию творческой практики учащихся;

- проанализировать творческие достижения учащихся;

- проанализировать результаты реализации образовательных программ допрофессиональной подготовки (ранней профессиональной ориентации) обучающихся.

Результатами самоанализа могут стать обоснованные заключения о слабых и сильных сторонах учреждения, его перспективных возможностях.

 

Критерии положительной оценки деятельности школы искусств

 

Положительное решение об аттестации школы искусств принимается по следующим параметрам:

 

      Предмет оценки      

   Критерии положительной оценки   

Программа деятельности    

Определяет цели и задачи           
образовательного процесса школы    
искусств, основные направления     
развития школы, содержит анализ    
рабочего учебного плана,           
образовательных программ           

Рабочие учебные планы     

Ориентированы на примерные учебные 
планы и отражают специфику         
образовательного процесса данной   
школы искусств                     

Примерные образовательные 
программы                 

Образовательный процесс школы      
искусств соответствует требованиям 
примерных образовательных программ 

Рабочие образовательные   
программы (адаптированные 
<5>, экспериментальные <6>,
авторские <7> программы)  

После прохождения соответствующих  
процедур утверждены Советом школы  
искусств                           

Уровень профильного образо-
вания преподавательского и
концертмейстерского состава

Не менее 85% преподавателей и      
концертмейстеров имеют профильное  
образование                        

Документация школы искусств

Документация соответствует примерной
номенклатуре дел образовательного  
учреждения дополнительного         
образования детей                  

Методическое обеспечение  
образовательного процесса 

В школе организована методическая  
работа, действует методическая     
служба                             

Материально-техническое   
оснащение образовательного
процесса                  

Учебный процесс школы искусств     
обеспечен соответствующей          
материально-технической базой      

Создание условий для      
обеспечения индивидуального
подхода в рамках          
образовательного процесса 

Обеспечение индивидуального подхода
осуществляется на уровне предмета  
по выбору                          

 

--------------------------------

<5> Адаптированная или модифицированная программа по содержанию и реализации совпадает с примерными программами. Изменения вносятся с учетом особенностей набора, организации, режима и временных параметров осуществления деятельности, индивидуального подхода к результатам обучения.

<6> Экспериментальная программа - это программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, внедрение новых областей знаний и педагогических технологий. По мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения программа переходит в статус авторской.

<7> Статус авторской программы присваивается по положительным результатам аттестации не менее трех выпусков учащихся по данной программе.

 

Критерии присвоения категории школе искусств

 

Категория школы искусств отражает качество образования, реализуемого в данной школе искусств. Понятие качества образования включает: полноту реализации образовательных программ (в том числе наличие инновационной деятельности по обновлению содержания образования), результативность образовательного процесса, уровень организации образовательного процесса и управления школой искусств.

Для определения категории школы искусств предлагается использовать следующие таблицы <*>.

--------------------------------

<*> В приводимой ниже таблице используется следующая система оценки: отсутствие признака, по которому производится оценка - 0 баллов, далее - по качественному наполнению - от 1 до 4-х баллов. Основные показатели качества образования, реализуемого школой искусств, - "Соответствие образовательного процесса структуре и содержанию примерных учебных планов и образовательных программ", а также "Уровень и качество подготовки выпускников" - оцениваются высшим баллом.

 

Полнота реализации образовательных программ

 

┌───┬─────────────────┬──────────────────────────────────────────┐

│ N │    Показатели                    Критерии                

│п/п│                 ├──────────────────────────────────────────┤

                                    Категории                

                    ├─────────┬─────────┬──────────┬───────────┤

                        3        2        1       высшая  

├───┼─────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼───────────┤

│1. │Соответствие     │Полное   │Полное   │Полное со-│Полное со- │

   │образовательного │соответ- │соответ- │ответствие│ответствие │

   │процесса структу-│ствие    │ствие                        

   │ре и содержанию                                        

   │примерных учебных│                                      

   │планов и образо- │                                      

   │вательных                                              

   │программ                                               

   │Количество баллов│4        │4        │4         │4         

├───┼─────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼───────────┤

│2. │Наличие          │Иннова-  │Инноваци-│Наличие   │Наличие ин-│

   │инновационной    │ционная  │онная де-│Инноваци- │новационной│

   │деятельности     │деятель- │ятель-   │онной де- │деятельно- │

                    │ность от-│ность от-│ятельно-  │сти по ап- │

                    │сутствует│сутствует│сти по ап-│робации   

                                      │робации   │эксперимен-│

                                      │авторских │тальных   

                                      │программ  │программ  

   │Количество баллов│0        │0        │3         │4         

├───┼─────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼───────────┤

│3. │Соответствие ре- │Школой   │Школой   │Реализация│Реализация │

   │ального состояния│искусств │искусств │образова- │образова- 

   │образовательного │разрабо- │разрабо- │тельного  │тельного  

   │процесса целям и │тана про-│тана про-│процесса в│процесса в │

   │задачам программы│грамма   │грамма   │школе ис- │школе ис- 

   │деятельности шко-│деятель- │деятель- │кусств со-│кусств со- │

   │лы искусств      │ности, но│ности, но│ответству-│ответствует│

                    │не отра- │не отра- │ет про-   │программе 

                    │ботан ме-│ботан ме-│грамме де-│деятельно- │

                    │ханизм ее│ханизм ее│ятельности│сти       

                   │реализа- │реализа- │                    

                    │ции      │ции                          

   │Количество баллов│2        │2        │4         │4         

└───┴─────────────────┴─────────┴─────────┴──────────┴───────────┘

 

Результативность образовательных программ

 

┌───┬────────────┬───────────────────────────────────────────────┐

│ N │ Показатели │                   Критерии                   

│п/п│            ├───────────────────────────────────────────────┤

                                  Категории                  

               ├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤

                    3          2          1       высшая  

├───┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│1. │Уровень и   │Результаты │Результаты │Результаты │Результаты │

   │качество    │подготовки │подготовки │подготовки │подготовки │

   │подготовки  │выпускников│выпускников│выпускников│выпускников│

   │выпускников │соответст- │соответст- │соответст- │соответст- │

               │вуют итого-│вуют итого-│вуют итого-│вуют итого-│

               │вым требо- │вым требо- │вым требо- │вым требо- │

               │ваниям при-│ваниям при-│ваниям при-│ваниям при-│

               │мерных и   │мерных и   │мерных и   │мерных и  

               │рабочих об-│рабочих об-│рабочих об-│рабочих об-│

               │разователь-│разователь-│разователь-│разователь-│

               │ных про-   │ных про-   │ных про-   │ных про-  

               │грамм      │грамм      │грамм      │грамм     

   │Количество  │4          │4          │4          │4         

   │баллов                                                 

├───┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│2. │Творческие  │Школа ис-  │Обучающиеся│Школа ис-  │Школа ис- 

   │достижения  │кусств не  │школы ис-  │кусств име-│кусств име-│

   │обучающихся │имеет обу- │кусств уча-│ет лауреа- │ет лауреа- │

   │и уровень   │чающихся,  │ствуют в   │тов и дип- │тов и дип- │

   │освоения об-│участвующих│конкурсах  │ломантов   │ломантов  

   │разователь- │в конкурсах│(выставках)│областных, │международ-│

   │ных программ│(выставках)│и фестива- │городских, │ных, все- 

   │допрофессио-│и фестива- │лях различ-│районных   │российских,│

   │нальной под-│лях, не    │ных уров-  │конкурсов  │межрегио- 

   │готовки     │имеет выпу-│ней. Есть  │(выставок).│нальных   

   │(ранней про-│скников,   │выпускники,│Есть выпус-│конкурсов 

   │Фессиональ- │поступивших│поступившие│кники, пос-│(выставок).│

   │ной ориента-│в средние и│в средние и│тупившие в │Выпускники │

   │ции)        │высшие спе-│высшие спе-│средние и  │ежегодно  

               │циальные   │циальные   │высшие спе-│поступают в│

               │учебные за-│учебные за-│циальные   │средние и 

               │ведения    │ведения    │учебные за-│высшие спе-│

               │культуры и │культуры и │ведения    │циальные  

               │искусства  │искусства  │культуры и │учебные   

                                     │искусства  │заведения 

                                                │культуры и │

                                                │искусства 

   │Количество  │0          │2          │3          │4          

   │баллов                                                 

├───┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│3. │Уровень     │Творческая │Творческая │Творческая │Творческая │

   │творческой  │практика   │практика   │практика   │практика  

   │практики    │обучающихся│обучающихся│обучающихся│обучающихся│

   │обучающихся │реализуется│реализуется│реализуется│и выпуск- 

               │на уровне  │на уровне  │на уровне  │ников школы│

               │внутри-    │концертной │концертной │искусств  

               │школьных   │(выставоч- │(выставоч- │реализуется│

               │концертов  │ной) дея-  │ной) дея-  │на уровне 

               │(выставок) │тельности в│тельности в│концертной │

                          │регионе    │регионе    │(выставоч- │

                                                │ной) дея- 

                                                │тельности в│

                                                │регионе   

   │Количество  │1          │3          │3          │4         

   │баллов                                                 

└───┴────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┘

 

Уровень организации образовательного процесса

и управления школой искусств

 

┌───┬────────────┬───────────────────────────────────────────────┐

│ N │ Показатели │                    Критерии                  

│п/п│            ├───────────────────────────────────────────────┤

                                  Категории                  

               ├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤

                    3          2          1        высшая 

├───┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│1. │Уровень уп- │Представ-  │Представ-  │Представ-  │Представ- 

   │равленческой│ленная до- │ленная до- │ленная до- │ленная до- │

   │деятельности│кументация │кументация │кументация │кументация │

               │соответст- │содержит   │содержит   │содержит  

               │вует приня-│перспектив-│материалы  │материалы 

               │той номен- │ное плани- │эффективных│эффективных│

               │клатуре дел│рование де-│результатов│результатов│

               │и уставу   │ятельности │деятельнос-│деятельнос-│

               │школы      │школы ис-  │ти школы   │ти школы  

               │искусств   │кусств     │искусств   │искусств  

   │Количество  │1          │2          │4          │4         

   │баллов                                                  

├───┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│2. │Методическое│Информаци- │Информаци- │Консульта- │Консульта- │

   │обеспечение │онная по-  │онная по-  │тивно-мето-│тивно-мето-│

   │учебного    │мощь препо-│мощь препо-│дическая   │дическая  

   │процесса    │давателям  │давателям  │помощь пре-│помощь пре-│

                                     │подавателям│подавателям│

   │Количество  │2          │2          │4          │4         

   │баллов                                                 

├───┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│3. │Материально-│Созданы не-│Созданы не-│Процесс ра-│Процесс ра-│

   │техническое │обходимые  │обходимые  │звития ма- │звития ма- │

   │и информаци-│условия для│условия для│териально- │териально- │

   │онно-техни- │ведения об-│ведения об-│технической│технической│

   │ческое осна-│разователь-│разователь-│и информа- │и информа- │

   │щение обра- │ной дея-   │ной дея-   │ционно-тех-│ционно-тех-│

   │зовательного│тельности  │тельности  │нической   │нической  

   │процесса                          │базы имеет │базы имеет │

                                     │положитель-│положитель-│

                                     │ную динами-│ную динами-│

                                    │ку         │ку        

   │Количество  │2          │2          │4          │4         

   │баллов                                                 

├───┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│4. │Уровень про-│Профильное │Профильное │Профильное │Профильное │

   │фильного об-│образование│образование│образование│образование│

   │разования   │имеют 85%  │имеют 86% -│имеют 91% -│имеют 96% -│

   │преподава-  │преподава- │90% препо- │95% препо- │100% препо-│

   │тельского   │телей и    │давателей  │давателей  │давателей 

   │(концертмей-│концерт-   │и концерт- │и концерт- │и концерт- │

   │стерского)  │мейстеров  │мейстеров  │мейстеров  │мейстеров 

   │коллектива                                             

   │Количество  │1          │2          │3          │4         

   │баллов                                                 

├───┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│5. │Уровень ква-│50 - 59%   │60 - 69%   │70 - 79%   │от 80%    

   │лификации                                              

   │преподава-                                             

   │тельских и                                             

   │концертмей- │                                           

   │стерских                                               

   │кадров                                                 

   │Имеют кате- │                                            

   │горию:                                                 

   │Из них:                                                

   │высшую      │5%         │5 - 10%    │10 - 15%   │15 - 20%  

   │категорию                                              

   │Количество  │1          │2          │3          │4         

   │баллов                                                 

└───┴────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┘

 

Расчет категорий, устанавливаемых школам искусств

 

 N
п/п

    Параметр оценки    

             Критерии             

             Категории            

   3  

   2  

   1   

  высшая 

1.

Полнота реализации     
образовательных программ

   6  

   6  

   11  

    12   

2.

Результативность       
образовательных программ

   5  

   9  

   10  

    12   

3.

Уровень организации    
образовательного       
процесса и управления  
школой искусств        

   7  

  10  

   18  

    20   

 

ИТОГО:                 

  18  

  25  

   39  

    44   

 

При расчете категории, присваиваемой школе искусств, следует придерживаться следующих принципов:

1. Из трех параметров оценки только один может соответствовать более низкой категории <*>.

2. Количество баллов, набранных школой искусств, не должно быть ниже:

42 - для высшей категории

31 - для 1 категории

21 - для 2 категории

18 - для 3 категории.

--------------------------------

<*> Например, для школы искусств высшей категории оценка одного из параметров может соответствовать оценке 1 категории, для школы искусств 1 категории оценка одного из параметров может соответствовать оценке 2 категории и т.д.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024