МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 сентября 2004 г. N 79
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ, ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
ДЕТЕЙ
С целью реализации
Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280
"Об утверждении Положения о Министерстве образования Российское
Федерации" и организации работы департаментов Минобрнауки России
приказываю:
утвердить
прилагаемое Положение о Департаменте по государственной молодежной политике,
воспитанию и социальной защите детей.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Утверждено
Приказом
Минобрнауки России
от 24 сентября 2004
г. N 79
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ,
ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие
положения
1. Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и
социальной защите детей (далее именуется - Департамент) является структурным
подразделением Министерства образования и науки Российской Федерации,
осуществляющим функции по выработке государственной политики,
нормативно-правовому регулированию в сфере молодежной политики, воспитания,
опеки и попечительства, психолого-педагогической поддержки, социальной
поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных
учреждений, специального образования, дополнительного образования детей.
2. Департамент
руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 июня 2004 г. N 280, а также настоящим
Положением.
3. Департамент
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными службами и
агентствами, находящимися в ведении Министерства, другими федеральными органами
исполнительной власти, департаментами Министерства, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями и
объединениями.
II.
Полномочия
4. Департамент
осуществляет следующие полномочия:
4.1. Готовит
проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, относящиеся
к установленной сфере ведения Департамента.
4.2. Разрабатывает
предложения к проекту плана работы и прогнозным показателям деятельности
Министерства.
4.3. На основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации разрабатывает проекты следующих нормативных
правовых актов:
4.3.1. Порядок подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной
политики, воспитания, опеки и попечительства, психолого-педагогической
поддержки, социальной поддержки и защиты обучающихся и
воспитанников образовательных учреждений, специального образования,
дополнительного образования детей, включая профессиональное образование,
подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководящих кадров и
специалистов в федеральных образовательных учреждениях.
4.3.2. Перечень
профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное
образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях для
сферы молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства,
психолого-педагогической поддержки, социальной поддержки и социальной защиты
обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, специального
образования, дополнительного образования детей.
4.3.4. Федеральные
требования к образовательным программам дополнительного образования детей,
индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим программам.
4.3.5. Порядок
аттестации руководящих кадров и специалистов сферы молодежной политики,
воспитания, опеки и попечительства, психолого-педагогической поддержки,
социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений, специального образования, дополнительного
образования детей, а также установления образовательных цензов для данных
работников.
4.3.6. Порядок
передачи на усыновление (удочерение) гражданам детей, являющихся гражданами
Российской Федерации.
4.3.7. Порядок
функционирования и развития сети специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, учреждений органов
по делам молодежи; специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; дошкольных учреждений
компенсирующего и комбинированного вида; образовательных учреждений
дополнительного образования детей; оздоровительных образовательных учреждений
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих
профессиональную подготовку инвалидов; образовательных учреждений для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; общеобразовательных школ-интернатов; кадетских школ и
кадетских школ-интернатов; службы практической психологии образования;
психолого-медико-педагогических комиссий; органов опеки и попечительства; иных
учреждений и служб сферы молодежной политики, воспитания, опеки и
попечительства, психолого-педагогической поддержки, социальной поддержки и
социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений,
специального образования, дополнительного образования детей.
4.3.8. Формы
документов государственного образца об уровне образования и порядок их выдачи в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
4.3.9. Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при
осуществлении образовательного процесса в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях всех видов.
4.3.10. Федеральные
компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к
содержанию образования в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида.
4.3.11.
Разрабатывает положение об итоговой аттестации выпускников специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
4.3.12. Нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере
деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и
федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными
конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4.4. Координирует формирование и реализацию федеральной целевой
программы "Молодежь России (2001 - 2005 годы)", федеральной целевой программы
"Дети России" (подпрограмм "Дети-сироты", "Одаренные
дети", "Здоровый ребенок", "Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды"),
федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного
сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе" (в части
компетенции Департамента), федеральной целевой программы "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002
- 2004 годы", федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -
2010 годы (подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей"),
государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001 - 2005 годы", Федеральной программы развития образования
(в части компетенции Департамента), Межведомственной программы развития системы
дополнительного образования детей на 2002 - 2005 годы, федеральной
межведомственной программы "Дети. Культура. Образование", программы
развития воспитания в системе образования России, а также межгосударственных,
межведомственных, государственных и иных программ в сфере молодежной политики,
воспитания, опеки и попечительства, психолого-педагогической поддержки,
социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений, специального образования, дополнительного
образования детей.
4.5. Разрабатывает и осуществляет совместно с департаментами Минобрнауки
России, заинтересованными органами государственной власти, общественными
объединениями и организациями систему мер по обеспечению охраны прав и законных
интересов детей и молодежи, воспитанию, профилактике безнадзорности,
правонарушений, наркомании и ВИЧ/СПИД, их психолого-педагогической, социальной
поддержке и социальной защите, развитию систем специального образования,
дополнительного образования детей, а также по поддержке одаренных детей и
молодежи, формированию здорового образа жизни у детей и молодежи,
развитию детско-юношеского, студенческого и молодежного спорта, созданию
правовых условий для решения социальных, материальных и жилищных проблем
молодых граждан, обеспечению безопасности детей и молодежи (в том числе
психологической и информационной), каникулярной занятости (отдыха, оздоровления
и сезонной трудовой занятости) обучающихся.
4.6. Разрабатывает
и реализует приоритетные направления международного сотрудничества в
установленной сфере деятельности.
4.7. Осуществляет
координацию информационно-аналитического, научного, методического обеспечения в
установленной сфере деятельности.
4.8. Обобщает
практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ
реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
4.9. Осуществляет
организационно-методическое обеспечение и выполняет функции федерального
оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей.
4.10. Обеспечивает
выдачу разрешений на открытие представительств органов и организаций
иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории
Российской Федерации;
4.11. Определяет
порядок и формирует Федеральный реестр молодежных и детских объединений,
пользующихся государственной поддержкой.
4.12. Разрабатывает
меры по поддержке и развитию находящихся в ведении Минобрнауки России и
Федеральном агентстве по образованию образовательных и иных учреждений и
организаций (в т.ч. всероссийских детских центров "Орленок" и
"Океан"), согласовывает программы, планы и основные направления их
деятельности.
4.13. Готовит
предложения для представления в Правительство Российской Федерации о создании,
реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и
учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России и Федерального агентства
по образованию.
4.14. Проводит в
усыновленном порядке конкурсы и готовит предложения по заключению
государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в
установленной сфере деятельности.
4.15. Формирует и
утверждает в рамках компетенции Департамента план мероприятий для руководящих,
педагогических работников, специалистов в области молодежной политики и
координирует проведение международных, всероссийских и межрегиональных
совещаний, семинаров, педагогических чтений, конференций, в том числе
фестивалей, форумов, конкурсов, выставок и иных мероприятий с руководителями,
специалистами, педагогическими работниками в установленной сфере деятельности.
4.16. Участвует в
формировании и утверждает календарь всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, способствует его реализации.
4.17. Определяет
порядок развития системы информационного обеспечения сферы государственной
молодежной политики, воспитания, социальной защиты, специального образования,
дополнительного образования детей и молодежи, формирования детских и молодежных
информационных ресурсов, молодежного информационного пространства.
4.18. Определяет
порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в установленной сфере
деятельности.
4.19. Организует
прием граждан в соответствии с компетенцией Департамента.
4.20. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности,
если такие полномочия предусмотрены законами, нормативными правовыми
федеральными актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации.
4.21. Готовит
предложения по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению
квалификации и стажировкам работников Департамента.
5. Департамент в
целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и
получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по
отнесенным к компетенции Департамента вопросам.
5.2. Привлекать в
установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности
Департамента, научные и иные организации, ученых и специалистов.
5.3. Созывать и
проводить совещания, семинары, конференции, иные мероприятия по вопросам,
входящим в компетенцию Департамента.
5.4. Создавать
экспертные группы, а также советы, комиссии, рабочие группы в установленной
сфере деятельности Департамента.
5.5. Вести
служебную переписку с органами государственной власти и управления, органами
местного самоуправления; общественными объединениями и организациями по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.6. Готовить предложения по изданию в установленном порядке
информационных бюллетеней, методических и иных материалов, сборников,
аналитических обзоров, справочников и других печатных изданий, а также вносить
в установленном порядке предложения по грифованию учебной, учебно-методической
литературы, аудиовизуальных и электронных учебных ресурсов, иных средств
обучения в сфере государственной молодежной политики, воспитания,
психолого-педагогической поддержки, социальной поддержки и социальной защиты,
специального образования, дополнительного образования детей.
5.7. Готовить
предложения по учреждению в установленном порядке знаков отличия в сфере
образования и государственной молодежной политики и готовить представления по
награждению ими работников в указанных областях.
6. Департамент в
установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю
и надзору и руководствуется в этом вопросе положениями пункта 7 Положения о
Министерстве.
III.
Организация деятельности
7. Департамент
возглавляет Директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Министром образования и науки Российской Федерации.
Директор несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент
полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере
деятельности.
Директор имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром
образования и науки Российской Федерации.
Количество
заместителей Директора устанавливается Министром.
8. Структурными
подразделениями Департамента являются отделы по основным направлениям
деятельности Департамента.
9. Директор:
9.1. Распределяет
обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает
положения о структурных подразделениях (отделах) Департамента и должностные
инструкции работников.
9.3. В
установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и
освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит
предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента
в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда
и численности работников Министерства.
9.5. Готовит
проекты приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и другим
текущим вопросам организации деятельности Департамента - ненормативного
характера.
9.6. Издает
распоряжения по вопросам работы Департамента.
9.7. Подчиняется
непосредственно заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в
соответствии с распределением обязанностей.
10. Департамент
имеет бланки установленного образца.