Одобрена
решением коллегии
Минобрнауки России
от 6 октября 2004
г. N ПК-2
КОНЦЕПЦИЯ
МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
I. Роль
дополнительного образования детей
в развитии
российского общества
Система
дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном
состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Под
"дополнительным" понимается мотивированное образование, которое
получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать
устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя,
самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
- создание условий
для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и
вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
- многообразие
видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и
потребности ребенка;
- личностно-деятельностный характер образовательного процесса,
способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству,
самореализации и самоопределению;
-
личностно-ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации
успеха" для каждого;
- создание условий
для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
- признание за
ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в
самоопределении;
- применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в
границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида
деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени
собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства
личности ребенка.
В соответствии с
распоряжением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1847-р министерством совместно с
другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
разработана и утверждена Межведомственная программа развития системы
дополнительного образования детей.
Дополнительное
образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая
образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны
общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание,
обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной
доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития
образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010
года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей
как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и
интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и
молодежи. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской
Федерации (далее - Концепция) разработана в целях дальнейшего развития системы
на период до 2010 года и взаимосвязана с Основными направлениями
социально-экономической политики Правительства Российской Федерации.
1.1.
Дополнительное образование детей
и тенденции
образовательной политики в России
Образовательный
процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме
развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую,
развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Отечественная система
дополнительного образования детей располагает уникальными
социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей
обучающихся в области научно-технической, художественной,
эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной,
туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной
и другой образовательной деятельности.
Образовательная
политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и
предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции
мирового развития, что обусловливает необходимость существенных изменений в
дополнительном образовании детей:
-
совершенствование системы дополнительного образования детей, призванной
обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей расширенному
воспроизводству знаний, развитию мотивации учащихся к самообразованию, развитию
их творческих способностей, включению в социально полезную деятельность,
профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и
самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного
сознания, организации содержательного досуга и занятости;
- развитие
межведомственного сотрудничества в целях обеспечения доступного и качественного
образования, необходимого для обеспечения конкурентоспособности молодых людей в
условиях рыночной экономики;
- создание условий
сохранения единого образовательного пространства во взаимодействии
дополнительного образования детей с различными уровнями образования;
- развитие
нормативной правовой базы, приведение ее в соответствие с изменениями в российском
законодательстве;
- разработка
образовательных программ нового поколения, направленных на развитие
инновационной деятельности, информационных технологий;
- сохранение и
укрепление кадрового состава, повышение его профессионального уровня с учетом современных
требований;
- укрепление
материально-технической базы, ресурсного обеспечения учреждений дополнительного
образования.
1.2. Новые
социальные требования к дополнительному
образованию детей
Дополнительное
образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация,
демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика
сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является
добровольный выбор ребенком предмета (вида) деятельности, педагога и
объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и
обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального
образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.
Учреждения
дополнительного образования детей создают равные "стартовые"
возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности
детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым
обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Каждое учреждение
дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим
центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных
учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона.
Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные,
республиканские, краевые, областные) должны осуществлять координирующие,
информационно-организационные, программно-методические функции поддержки
развития дополнительного образования детей на уровне субъекта.
1.3.
Состояние российской системы дополнительного
образования детей и
необходимость ее совершенствования
По состоянию на 1
января 2004 г. в Российской Федерации насчитывается 18 тыс. образовательных
учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной
принадлежности, в том числе в системе образования - 8,9 тысячи, системе
культуры - 5,8 тысячи, системе спорта - 1,1 тысячи, общественных организаций -
более 2 тысяч. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет
(38,7% от общего числа обучающихся).
Дополнительное
образование детей, по сути, является практико-ориентированным. Оно в
значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами,
"мастерами своего дела", что обеспечивает его разносторонность, привлекательность,
уникальность и в конечном счете - результативность.
Дополнительное образование детей - это "зона ближайшего развития"
личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в
соответствии со своими желаниями и потребностями.
Гибкость
дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет
обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального
творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного
образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом
поддержки и развития одаренных детей.
Затраты бюджетов
всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными
инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый
потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного
развития общества; профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой
среде.
В учреждениях
дополнительного образования детей более эффективно внедряются
социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и
методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума.
Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ
демократической культуры, самоценности личности,
осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным
аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи
к изменяющимся условиям жизни.
1.4. Цели и
основные задачи модернизации
дополнительного
образования детей
Цель модернизации
дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма
устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской
Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности
дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций
внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям
образовательной деятельности.
На достижение цели
направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
- совершенствование
законодательной базы в части дополнительного образования детей, приведение
нормативного правового обеспечения системы в соответствие с российским
законодательством;
- сохранение и развитие
сети учреждений дополнительного образования детей;
- обеспечение
государственных гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, достижение
эффективности и качества дополнительного образования детей;
- сохранение
единого образовательного пространства на основе преемственности содержания
основного и дополнительного образования детей;
- сохранение
межведомственного характера системы дополнительного образования детей;
- совершенствование
содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного
образования детей;
- создание и
развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные
проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования
детей;
- совершенствование
системы государственной аттестации и аккредитации учреждений дополнительного
образования детей;
- гарантированное
выделение средств из бюджетов всех уровней на материально-техническое
обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- разработка и
утверждение блока ресурсного обеспечения дополнительного образования детей в
соответствии с направленностью образовательных программ;
- повышение
социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих
кадров системы дополнительного образования детей, поддержка Всероссийского
конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям";
- разработка
социально-экономических мер нормативного правового регулирования привлечения
внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;
- развитие
дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной
системы на основе распределения ответственности между субъектами
образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного
процесса - обучающихся, педагогов, родителей.
II.
Основные направления модернизации
системы
дополнительного образования детей
2.1.
Обеспечение государственных гарантий
доступности
дополнительного образования детей
Конституция РФ
гарантирует права граждан на образование. Правительство РФ осуществляет меры по
их реализации, в том числе и в дополнительном образовании детей.
В их числе:
- создание условий
для творческого развития личностных потребностей детей в образовании;
- сохранение
приоритета бесплатности дополнительного образования детей, равного доступа
детей к дополнительному образованию;
- сохранение и
развитие сети учреждений дополнительного образования детей, развитие
дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;
- разработка
механизма внеконкурсного поступления в вузы обучающихся - победителей
всероссийских конкурсов и соревнований;
- создание единого
информационного поля в системе дополнительного образования детей, мониторинг
состояния системы дополнительного образования детей;
- расширение
взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках реализации
профильного обучения;
- обеспечение
сельским детям равных возможностей в получении дополнительного образования,
создание на базе сельских школ детских творческих объединений различной
направленности, внедрение новейших информационных технологий для дистанционного
обучения и реализации коллективных телекоммуникационных проектов;
- расширение
возможностей получения дополнительного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья;
- обеспечение
социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки детей "группы
риска" через развитие клубных объединений по месту жительства, программы
каникулярного отдыха и занятости в системе дополнительного образования детей.
2.2.
Создание условий для повышения качества
дополнительного
образования детей
Дополнительное
образование детей осуществляется круглогодично. В каникулярный период в его
рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые отряды,
самостоятельная исследовательская, творческая деятельность обучающихся.
Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных для
развития личности условиях. Для создания необходимых условий
достижения современного качества дополнительного образования детей
предусматривается:
- обновление
содержания на основе разработки научных основ организации образовательного
процесса в учреждениях дополнительного образования детей;
- регулярное
проведение всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;
- экспертиза
программно-методического обеспечения, разработка программ нового поколения и их
экспериментальная проверка;
- активизация
долгосрочных дополнительных образовательных программ, предназначенных для детей
среднего и старшего школьного возраста;
- создание и
функционирование федеральных экспериментальных площадок по отработке
вариативных моделей развития учреждений дополнительного
образования детей;
- разработка
механизма включения в перечень экзаменов по выбору за курс основной средней школы итогов реализации программ дополнительного образования детей
соответствующей направленности;
- развитие
методической службы учреждений дополнительного образования детей;
- разработка
программы "Основные направления информатизации системы дополнительного
образования детей";
- обеспечение
государственной поддержки и развития одаренных детей.
2.3.
Создание условий для повышения
качества
профессиональной подготовки педагогов
дополнительного
образования детей
Профессионализм
педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой,
постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный
педагог дополнительного образования должен быть прежде
всего направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским отношениям со
своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской
образовательной программы; умением использовать в своей деятельности
разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии;
владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа.
В учреждениях
дополнительного образования детей сегодня работает около 440 тыс. руководящих и
педагогических кадров, в том числе в системе образования - около 300 тыс.
педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, социальных
педагогов, педагогов-организаторов, методистов. За последние три года
значительно возросло число педагогических работников с высшим образованием,
имеющих высшую и первую квалификационные категории.
Меры, направленные
на повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования,
призваны способствовать модернизации системы дополнительного образования детей.
Приоритетными из них являются:
- активизация и
актуализация подготовки выпускников средних профессиональных образовательных
учреждений Российской Федерации по специальности "Педагогика
дополнительного образования", разработки и утверждения дополнительной
квалификации "Педагогика дополнительного образования" для высших
профессиональных образовательных учреждений;
- разработка
государственного заказа на повышение квалификации
педагогических работников учреждений дополнительного образования детей;
- создание
межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
руководящих и педагогических кадров;
- разработка
государственных требований к программам дополнительного профессионального
образования в области дополнительного образования детей для преподавателей институтов повышения квалификации работников образования всех
уровней;
- планирование в
бюджетах всех уровней финансовых средств на повышение квалификации
педагогических работников системы дополнительного образования детей;
- создание
виртуальной и электронной библиотеки учебно-методической литературы для
педагогов дополнительного образования детей, включающей научную,
учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания.
2.4.
Формирование эффективных экономических
отношений в
дополнительном образовании детей
Важными элементами
формирования эффективных экономических отношений в дополнительном образовании
детей являются:
- разработка
рекомендаций по методике расчета нормативного финансирования и
материально-технического обеспечения с учетом направленности дополнительных
образовательных программ, широкое использование рекомендаций в практике работы;
- выделение средств
из бюджетов всех уровней на приобретение материалов, инструментов,
лабораторного, компьютерного оборудования, снаряжения;
- актуализация опыта многоканального финансирования учреждений дополнительного
образования детей;
- поддержка
учреждений дополнительного образования детей через участие в реализации
федеральных целевых программ на условиях софинансирования
бюджетов всех уровней.
2.5.
Управление развитием системы
дополнительного
образования детей
Важнейшая задача и
одно из приоритетных направлений модернизации системы дополнительного
образования детей - совершенствование управления, создание эффективной системы
статистики и мониторинга дополнительного образования детей. В числе
первоочередных мер, направленных на управление развитием системы
дополнительного образования детей:
- изучение и
обобщение опыта органов управления образованием субъектов РФ по реализации
региональных требований к условиям функционирования учреждений дополнительного
образования детей;
- разработка и
внедрение механизмов материального и морального стимулирования учреждений по
результатам аттестации и аккредитации, а также педагогических и руководящих
работников, добившихся высоких результатов в своей работе.
Заключение
Реализация Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской
Федерации на период до 2010 года призвана способствовать:
- позитивным
изменениям, направленным на реализацию прав ребенка, улучшение положения детей,
социально-экономическую защищенность семьи;
- повышению
эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков,
формированию здорового образа жизни;
- обеспечению
доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детьми
на основе государственных гарантий;
- увеличению
удельного веса детей, обучающихся по программам дополнительного образования, с
37,8 до 50%;
- увеличению доли
одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности, которым
оказана помощь и поддержка со стороны государства, от 1,8 до 4% (от общей
численности детей от 7 до 14 лет);
- созданию
современной законодательной базы, нормативного правового обеспечения,
разработке механизмов развития системы дополнительного
образования детей;
- обеспечению роста
социального статуса, улучшению качественного состава педагогических и
руководящих кадров системы дополнительного образования детей в Российской
Федерации;
- функционированию
системы дополнительного образования детей в режиме устойчивого бескризисного
развития.