Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

 

ПИСЬМО

от 12 января 2005 г. N 01-07-21

 

О СОХРАНЕНИИ СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

 

Федеральное агентство по культуре и кинематографии в связи с поступающими запросами по проблемам сохранения системы детских школ искусств сообщает следующее.

Сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (детских школ искусств), как одной из важных составляющих образовательного пространства - одна из первоочередных задач органов исполнительной власти. Художественное образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, самое массовое направление дополнительного образования детей. Оно социально востребовано обществом и требует постоянного внимания, поддержки со стороны государства.

Детские школы искусств традиционно находятся в ведении органов управления культуры, наделенных функциями управления образовательными учреждениями дополнительного образования детей особого вида - детскими школами искусств. При традиционном сохранении межведомственного характера системы дополнительного образования детей, обеспечение функционирования системы детских школ искусств - прямая обязанность и ответственность региональной и муниципальной (по подчиненности детских школ искусств) власти.

Система художественного образования в России, складывавшаяся десятилетиями, неизменно включает в себя три, неразрывно связанных, уровня профессионального художественного образования: школа - училище - ВУЗ. Исключение одного из звеньев в названной цепочке приведет к утрате завоеванных позиций в российском художественном образовании, признанном во всем мире.

Учитывая вышеизложенное, считаем стремление переподчинения детских школ искусств в органы управления образованием бесперспективным и необоснованным.

Одновременно следует отметить, что в настоящее время в обеспечении функционирования этого звена - детских школ искусств - возникли определенные сложности, связанные с несовершенным законодательством в этой области и, в ряде случаев, недостаточным финансированием дополнительного художественного образования детей. Наибольшую обеспокоенность на сегодняшний день вызывает положение детских школ искусств в Тверской, Ростовской областях и г. Тюмени. В то же время в большинстве регионов Российской Федерации (Ярославская область, Республика Башкортостан, Новосибирская область, Кемеровская область, Калининградская область и др.) школам уделяется достаточное внимание, и, что особенно важно, решаются вопросы их бюджетного финансирования.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии направляет ряд информационных документов 2004 года по вопросам состояния системы детского художественного образования:

- обращение Руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии М.Е. Швыдкого к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову (не приводится);

- решение коллегии Министерства культуры Российской Федерации "Дети и культура";

- решение коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации "О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей" (не приводится);

- решение Всероссийского совещания представителей региональных методических служб по детскому художественному образованию;

- письмо Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко "О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей" (не приводится);

- обращение Председателя Российского профсоюза работников культуры в Комиссию по проведению административной реформы в отношении государственных организаций культуры (не приводится);

- обращение Губернатора Томской области В.М. Кресса к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову (не приводится).

 

М.Е.ШВЫДКОЙ

 

 

 

 

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ДЕТИ И КУЛЬТУРА

 

Заслушав и обсудив вопрос "Дети и культура", коллегия отмечает, что Министерство культуры Российской Федерации и подведомственные ему организации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры, Министерством образования Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, творческими союзами и другими общественными организациями продолжили работу по формированию единого культурно-образовательного пространства страны.

Актуальность этой проблемы была подчеркнута на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, прошедшем 5 марта 2002 г. в Кремле под председательством В.В. Путина, на котором рассматривался вопрос "Культура и дети: проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения".

Минкультуры России осуществляет реализацию прав детей на художественное образование, специализированное библиотечное обслуживание. Важнейшую роль в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения играют музеи, культурно-досуговые учреждения, киностудии. Министерство поддерживает экспериментальную работу по созданию образовательных учреждений, осуществляющих непрерывное целостно-художественное развитие детей в единстве с основным общим образованием. Большое внимание уделяется работе по поддержке одаренных детей, организации и проведению Международных, Всероссийских и региональных детских и юношеских конкурсов, фестивалей и творческих школ. Министерство осуществляет государственный заказ на создание произведений для детей и юношества в области кино, театра, музыки, художественной литературы, а также реализует программы по изданию учебной и научно-методической литературы. Минкультуры России ежегодно устанавливает свыше 600 стипендий талантливым детям - учащимся и студентам образовательных учреждений России.

Одним из основных принципов работы Министерства является координация деятельности всех заинтересованных органов законодательной и исполнительной власти, учреждений и организаций по созданию условий, направленных на формирование духовных ценностей, социальной активности и творческого развития детей.

За последние годы сделаны важные шаги в преодолении ведомственной разобщенности. По инициативе Министерства состоялось совместное заседание коллегий Минкультуры России и Минобразования России на тему "О состоянии и развитии художественного образования в России", результатом которого явилось создание Межведомственного координационного совета по художественному образованию, разработка и утверждение Концепции художественного образования в Российской Федерации. В соответствии с решением совместного заседания коллегий МПТР России, Минобразования России и Минкультуры России был принят Межведомственный комплексный план мероприятий по формированию духовного мира подрастающего поколения. В Совете Федерации состоялись парламентские слушания по вопросу "Библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации".

Минкультуры России тесно сотрудничает с Минобразованием России в области реализации Федеральной целевой программы "Дети России" и Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", проводит совместную работу по совершенствованию деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации.

Вместе с тем коллегия отмечает, что в целом процесс реформирования и модернизации отраслевой системы образования идет медленно. Не спадает социальное напряжение по вопросам, связанным с нормативно-правовыми аспектами деятельности учреждений дополнительного образования детей (музыкальные и художественные школы, школы искусств).

Серьезную озабоченность вызывает материально-техническая база федеральных учебных заведений, изношенность парка музыкальных инструментов, киноаппаратуры, звукозаписывающих средств. Особую обеспокоенность вызывает состояние библиотек образовательных учреждений. Для обеспечения учебно-воспитательного процесса не хватает учебников, методической, нотной, художественной, научно-популярной и справочной литературы. Крайне недостаточным остается комплектование фондов библиотек специальными изданиями.

Будущее отечественной культуры во многом зависит от состояния учебных заведений отрасли, в которых готовятся актеры, режиссеры, музыканты, художники, библиотекари, хореографы, музееведы, преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств.

Коллегия решила:

1. Одобрить основные концептуальные подходы и приоритеты в формировании единого культурно-образовательного пространства страны.

2. Заместителю Министра А.И. Рахаеву, статс-секретарю - заместителю Министра Е.Э. Чуковской, Правовому управлению (И.Ф. Ильина), Управлению науки и образования (В.Ф. Зива) до 1 октября 2004 г. подготовить предложения по внесению в установленном порядке изменений и дополнений в Федеральный закон "Об образовании" и другие нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов статуса учреждений дополнительного образования детей, определения норм педагогической нагрузки и пенсионного обеспечения преподавателей.

3. Заместителю Министра В.С. Малышеву и заместителю Министра А.И. Рахаеву, Департаменту экономики (Н.С. Блохина) принять меры по обеспечению объемов финансирования в 2005 г. системы программных мероприятий по V разделу "Выявление и поддержка молодых дарований, профессиональное образование" ФЦП "Культура России (2001 - 2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 955, в редакции от 19.07.2002 "О Федеральной целевой программе "Культура России (2001 - 2005 годы)".

4. Заместителю Министра А.И. Рахаеву и Управлению науки и образования (В.Ф. Зива) в рамках программных мероприятий по V разделу "Выявление и поддержка молодых дарований, профессиональное образование" ФЦП "Культура России (2001 - 2005 годы)" в 2005 году предусмотреть средства для увеличения количества стипендий Минкультуры России "Юные дарования".

5. Первому заместителю Министра Д.В. Молчанову, заместителю Министра А.И. Рахаеву и руководителям структурных подразделений в срок до 1 июня 2004 г. подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о создании на отечественном телевидении детского канала.

6. С целью возрождения традиций подготовки исполнителей на духовых инструментах заместителю Министра А.И. Рахаеву и Управлению науки и образования (В.Ф. Зива) до 1 июня 2004 г. внести предложения в Правительство Российской Федерации об организации на базе интернатов, детских домов специальных школ музыкантских воспитанников.

7. Заместителю Министра В.С. Малышеву, заместителю Министра А.И. Рахаеву, Управлению науки и образования (В.Ф. Зива), Главному информационно-вычислительному центру (О.П. Неретин) до 1 апреля 2004 г. разработать план мероприятий по созданию мультимедийной серии методических пособий по специальностям искусства для федеральных учебных заведений Сибири и Дальнего Востока.

8. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.

 

Председатель коллегии,

И.о. Министра

М.Е.ШВЫДКОЙ

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ

МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ

 

г. Москва, 20 - 21 сентября 2004 года

 

Заслушав и обсудив вопрос эффективного функционирования и развития системы отечественного художественного образования на современном этапе, совещание считает необходимым:

1. Направить руководителям региональных органов культуры информационное письмо о состоянии нормативно-правовой базы деятельности детских школ искусств и о необходимости сохранения ведомственной принадлежности образовательных учреждений системы культуры и искусства органам управления культуры всех уровней (отв. Домогацкая И.Е., Багаева И.М., срок до 15 декабря 2004 года).

2. Подготовить и опубликовать в журнале "Образование. Наука. Культура" материалы по вопросам определения правового статуса методических центров, кабинетов, правовых и социальных гарантий работникам методических служб в условиях административной реформы (отв. Домогацкая И.Е., срок - IV квартал 2004 года).

3. Обеспечить достаточное финансирование Научно-методического центра по художественному образованию для разработки материалов по обновлению содержания образования в детских школах искусств в контексте динамически изменяющихся социально-экономических условий (отв. Маяровская Г.В.).

Управлению культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии, Научно-методическому центру по художественному образованию:

1. Своевременно обеспечивать разработку и утверждение нормативно-правовых, учебно-методических, информационных документов по жизнедеятельности детских школ искусств в соответствии с уровнем своей компетенции (отв. Домогацкая И.Е., Багаева И.М.).

2. Подготовить и провести семинары для руководителей детских школ искусств (отв. Домогацкая И.Е., сроки 18 - 21 октября, 15 - 18 ноября, 6 - 9 декабря, 14 - 17 декабря 2004 года).

3. Подготовить и провести всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам детских школ искусств в ноябре 2005 года в г. Саратове (отв. Маяровская Г.В., Багаева И.М., Домогацкая И.Е.).

4. Обеспечить координацию деятельности региональных методических служб по решению комплекса проблем подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников детских школ искусств путем создания баз данных по кадровой обеспеченности образовательного процесса, апробации новой организационно-образовательной модели повышения квалификации (отв. Багаева И.М., Домогацкая И.Е.).

Региональным методическим службам:

1. Организовать в обязательном порядке обеспечение руководителей детских школ искусств документами по жизнедеятельности детских школ искусств, поступающими в региональные органы управления культуры из Федерального агентства по культуре и кинематографии.

2. Принять непосредственное участие в разработке и утверждении региональных учебно-методических, информационных документов в области художественного образования в соответствии с уровнем своей компетенции.

3. Координировать действия заинтересованных сторон по созданию условий для непрерывного образования работников детских школ искусств.

4. Организовывать научно-исследовательские, методические, экспериментальные работы по проблемам качества художественного образования с учетом ранней профориентации.

5. Обеспечить своевременное и качественное оформление документов (до 1 июля) на назначение Федеральных стипендий "Юные дарования", учитывая предоставленные квоты.

Контроль за исполнением данного решения возложить на заместителя начальника Управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии Г.В. Маяровскую.

 

Заместитель Начальника

Управления культурного

наследия, художественного

образования и науки

Г.В.МАЯРОВСКАЯ

 

Директор

Научно-методического центра

И.Е.ДОМОГАЦКАЯ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024