МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 февраля 2005 г. N 40
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
На основании
решения коллегии Минобрнауки России (протокол заседания коллегии от 16 декабря
2004 г. N ПК-8) и письма Национального фонда подготовки кадров от 25 января
2005 г. N 58/02а/ЕС приказываю:
1. Утвердить
прилагаемый План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в
системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 -
2010 годы (далее - План мероприятий).
2. Федеральной
службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) и Федеральному
агентству по образованию (Балыхину Г.А.):
включать в ежегодные планы работы мероприятия по реализации положений
Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской
Федерации в соответствии со сроками, указанными в Плане мероприятий;
ежегодно до 1
декабря представлять в Департамент государственной политики в образовании
(Калине И.И.) промежуточные и итоговые отчеты по выполнению Плана мероприятий.
3. Возложить
координацию по реализации основных задач развития системы
высшего профессионального образования в Российской Федерации в соответствии с
Болонской декларацией на Национальный фонд подготовки кадров (Соболеву
Е.Н.).
4. Федеральной
службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.), Федеральному
агентству по образованию (Балыхину Г.А.) обеспечить размещение информации по
реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования
Российской Федерации через средства массовой информации и на web-cайтах.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Свинаренко А.Г.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом
Минобрнауки России
от 15 февраля 2005
г. N 40
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ
┌─────────────────────┬──────────────────────────────────────────┬────────┬───────────┐
│Цели
развития системы│
Мероприятия
│Сроки
│Исполнитель│
│ высшего │
│реали- │ │
│ профессионального │ │зации │ │
│ образования в │
│ │ │
│ соответствии с │
│ │ │
│Болонской
декларацией│
│ │ │
├─────────────────────┼──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
├─────────────────────┼──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│1.
Развитие │Внесение в
Правительство Российской │2005 г. │Минобрнауки│
│системы
высшего │Федерации проекта
Федерального закона "О │ │России │
│профессионального
│внесении изменений в Закон Российской │ │ │
│образования, │Федерации "Об
образовании" и Федеральный │
│ │
│основанной на двух
│закон "О высшем и послевузовском │ │ │
│основных уровнях │профессиональном образовании"
(в части │ │ │
│-
бакалавриат и │установления
двух уровней высшего │ │ │
│магистратура │профессионального
образования) │ │ │
│ ├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Внесение в
Правительство Российской │2005 г. │Минобрнауки│
│ │Федерации проекта
Федерального закона "О │ │России │
│ │внесении
изменений в законодательные акты │
│ │
│ │Российской
Федерации" (в части
│ │ │
│ │предоставления
права представителям │ │ │
│
│объединений
работодателей участвовать в │ │ │
│ │государственном прогнозировании и
│ │ │
│ │мониторинге
рынка труда, формировании
│ │ │
│ │перечней
направлений подготовки
│ │ │
│ │(специальностей),
разработке │ │ │
│ │государственных
образовательных стандартов│ │ │
│ │профессионального
образования и процедурах│ │ │
│ │контроля качества
профессионального │ │ │
│ │образования) │ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Разработка моделей
подготовки бакалавров и│2005 -
│Минобрнауки│
│ │магистров с учетом
особенностей профилей │2006
гг.│России │
│ │подготовки в высшем профессиональном
│ │ │
│ │образовании │ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Разработка Перечня
направлений подготовки │2005 -
│Минобрнауки│
│ │(специальностей) высшего профессионального│2006 гг.│России │
│ │образования с учетом
российских и мировых │
│ │
│ │потребностей рынка
труда │ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Определение
профилей высшего │2006
г. │Минобрнауки│
│ │профессионального
образования, сохраняющих│ │России │
│ │непрерывную
подготовку специалистов
│ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Разработка,
утверждение и введение в │2007
- │Минобрнауки│
│ │действие государственных образовательных │2008 гг.│России │
│ │стандартов высшего
профессионального │ │ │
│ │образования
третьего поколения,
│ │ │
│ │сформированных
на основе компетентностного│
│ │
│ │подхода и системы зачетных
единиц │ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Создание информационных, аналитических и │2005 -
│Рособразо- │
│
│методических
ресурсов, web-сайта по │2010
гг.│вание │
│ │двухуровневой
системе для интернет-портала│ │ │
│ │по Болонской
декларации │ │ │
├─────────────────────┼──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│2.
Изучение и │Подготовка
информационных материалов для
│2005 -
│Минобрнауки│
│введение
системы │высших учебных
заведений по практике │2010
гг.│России │
│зачетных
единиц │применения зачетных
единиц и ходу │2005 - │Рособразо- │
│(ECTS) │эксперимента по
использованию зачетных │2006 гг.│вание │
│ │единиц в учебном
процессе, проводимого в │
│ │
│ │соответствии
с Приказом Минобразования │ │ │
│ │России от 2 июля
2003 г. N 2847: │ │ │
│ │анализ опыта,
накопленного высшими │ │ │
│ │учебными
заведениями, уже перешедшими на │
│ │
│ │систему
кредитов;
│ │ │
│ │обобщение
результатов эксперимента по │ │ │
│ │использованию
системы зачетных единиц в │ │ │
│ │российских вузах; │ │ │
│ │подготовка и распространение │ │ │
│ │информационных и
методических материалов и│
│ │
│ │инструкций │ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Расширение
инновационной деятельности
│ │Рособразо-
│
│ │высших учебных
заведений по переходу на │ │вание │
│ │систему зачетных
единиц: │ │ │
│ │расширение
внедрения системы зачетных
│2005 г. │
│
│ │единиц в вузах
России │ │ │
│ │внедрение модульных технологий
построения │2005 - │ │
│ │образовательных
программ высшего │2007 гг.│ │
│ │профессионального
образования │ │ │
│ │разработка предложений по
переходу на │2006 г.
│ │
│
│"асинхронную" (модульную) организацию │ │ │
│ │образовательного
процесса │ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Формирование
методических основ │2005
- │Минобрнауки│
│ │накопительной
системы зачетных единиц │2006
гг.│России │
│ │(кредитов) в
профессиональном образовании │
│ │
│ │Российской
Федерации
│ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Создание и
поддержание web-сайта с
│2005 - │Рособразо-
│
│ │информацией о
системе зачетных единиц и │2010
гг.│вание │
│ │опыте ее внедрения
в российских вузах для │ │ │
│ │интернет-портала
по Болонской декларации │ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Переход российской
системы высшего │2008 г.
│Минобрнауки│
│ │профессионального
образования на систему │ │России │
│ │зачетных
единиц
│ │ │
├─────────────────────┼──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│3.
Введение │Разработка
образца приложения к диплому о │2005 -
│Минобрнауки│
│приложения
к диплому │высшем профессиональном образовании: │2006 гг.│России │
│о
высшем │разработка
единой системы классификации
│2006 г. │
│
│профессиональном
│образовательных программ профессионального│ │ │
│образовании,
│образования Российской Федерации │ │ │
│совместимого с
│перевод на английский язык дисциплин │2005 - │ │
│общеевропейским
│федеральных компонентов государственных │2006 гг.│ │
│приложением
к диплому│образовательных стандартов высшего │ │ │
│о
высшем образовании │профессионального образования и их │ │ │
│(Diploma
Supplement) │публикация │ │ │
│ │разработка
методических рекомендаций по
│2006 г. │
│
│ │заполнению приложения к диплому о высшем │ │ │
│ │профессиональном образовании
│ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Создание и поддержание
web-сайта с │2005 - │Рособразо- │
│ │информацией о
введении приложения к │2008
гг.│вание │
│ │диплому о высшем профессиональном │ │ │
│
│образовании
для интернет-портала по │ │ │
│ │Болонской
декларации
│ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Введение приложения
к диплому о высшем │2008 г.
│Рособразо- │
│ │профессиональном
образовании, совместимого│ │вание │
│ │с общеевропейским
приложением к диплому о │ │ │
│ │высшем образовании (Diploma Supplement) │ │ │
├─────────────────────┼──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│4.
Создание и │Решение вопросов
признания иностранных │2005
- │Рособр- │
│обеспечение │документов об образовании в
государствах -│2006 гг.│надзор
│
│деятельности │участниках Болонской
декларации: │ │ │
│сопоставимой
системы │разработка методических рекомендаций по │ │ │
│признания
иностранных│академическому и
профессиональному │ │ │
│документов
об
│признанию российских документов об │ │ │
│образовании в
│образовании в государствах - участниках │ │ │
│Российской
Федерации │Болонской декларации; │ │ │
│и
российских
│совершенствование системы признания │ │ │
│документов
в
│иностранных документов об образовании на │
│ │
│государствах -
│территории Российской Федерации │ │ │
│участниках
Болонской
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│декларации │Создание системы подготовки
и │2005 - │Рособр- │
│ │переподготовки
кадров по вопросам │2007
гг.│надзор │
│ │признания на
территории Российской │ │Рособразо- │
│ │Федерации
иностранных документов об
│ │вание │
│ │образовании │ │ │
├─────────────────────┼──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│5.
Проблема качества │Создание системы сопоставимых критериев, │2006 г. │Рособр- │
│образования
и │методик и технологии
оценки качества │ │надзор │
│разработки │образования с целью
обеспечения │ │ │
│сопоставимых
│гармонизации российской системы оценки │ │ │
│методологий
и │качества образования с европейскими
│ │ │
│критериев
оценки │системами │ │ │
│качества
образования
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Разработка
технологии государственной
│2006 г. │Рособр-
│
│ │аккредитации отдельных образовательных
│ │надзор │
│ │программ высшего профессионального │ │ │
│ │образования │ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Создание
инфраструктуры признания
│2005 - │Рособр- │
│ │российской системы
оценки качества │2007
гг.│надзор │
│ │образования другими
странами - участниками│
│ │
│ │Болонского
процесса:
│ │ │
│ │создание и
поддержка web-сайта российской │ │ │
│ │системы
аккредитации, реестра │ │ │
│ │аккредитованных
образовательных учреждений│
│ │
│ │и образовательных
программ высшего
│ │ │
│ │профессионального
образования на русском и│
│ │
│ │английском
языках;
│ │ │
│ │создание банка
данных образовательных │ │ │
│ │программ российских
и зарубежных вузов, │ │ │
│ │лицензированных
в Российской Федерации, и │
│ │
│ │результатов их
оценивания при │ │ │
│ │аккредитации; │ │ │
│ │формирование банка
данных российских │ │ │
│ │экспертов для
участия в работе │ │ │
│ │международных
комиссий по оценке качества │
│ │
│ │образования │ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Привлечение зарубежных экспертов к работе │начиная │Рособр- │
│ │экспертных комиссий
по оценке качества │с │надзор │
│ │образования │2005 г.
│ │
│ ├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Участие в работе
международных ассоциаций │по при-
│Рособр- │
│ │(сетей) │глаше- │надзор │
│
│
│ниям │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Содействие
вхождению России в Европейскую │2005 - │Рособр- │
│ │сеть агентств по
обеспечению качества ENQA│2006 гг.│надзор │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Организация
проведения рабочих семинаров │2005
- │Рособр- │
│ │Международной сети
агентств по гарантии │2008
гг.│надзор │
│ │качества высшего
образования INQAAHE │ │ │
│ │(2008 г.) и Сети
аккредитационных агентств│
│ │
│ │стран Центральной и
Восточной Европы │ │ │
│ │CEENET (2007 г.) в
России │ │ │
│
├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│ │Создание
Евразийской сети органов по
│2004 - │Рособр- │
│ │оценке качества
образования (стран СНГ и │2005
гг.│надзор │
│ │Балтии) и
обеспечение совместной
│ │ │
│ │деятельности │ │ │
├─────────────────────┼──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│6.
Содействие
│Нормативно-правовая поддержка │2005 г.
│Минобрнауки│
│развитию │осуществления академической
мобильности │ │России │
│академической
│студентов и преподавателей вузов │ │ │
│мобильности
студентов├──────────────────────────────────────────┼────────┼───────────┤
│и
преподавателей │Создание
системы предоставления
│2006 -
│Минобрнауки│
│вузов │институциональных и
индивидуальных грантов│2008 гг.│России │
│ │для обеспечения
внутрироссийской и │ │Рособра- │
│ │европейской
мобильности российских │ │зование │
│ │студентов и
преподавателей
│ │ │
└─────────────────────┴──────────────────────────────────────────┴────────┴───────────┘