Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель Министра

образования и науки

Российской Федерации

А.Г.СВИНАРЕНКО

27 декабря 2005 года

 

Согласовано

Первый заместитель

Министра внутренних дел

Российской Федерации

А.А.ЧЕКАЛИН

3 июня 2005 года

 

Номер государственной

регистрации 771 гум/сп

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

КВАЛИФИКАЦИЯ - ЮРИСТ

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030505

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

1.1. Специальность "Правоохранительная деятельность" создана Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 января 2001 г. N 155 и утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2005 г. N 197.

1.2. Квалификация выпускника - юрист. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 030505 Правоохранительная деятельность при очной форме обучения - 5 лет. Учитывая, что в вузах правоохранительных органов продолжительность каникул определяется в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы, в случае, когда продолжительность каникул меньше установленной государственным образовательным стандартом, по заключению УМС по образованию в области правоохранительной деятельности допускается сокращение срока освоения основной образовательной программы подготовки юриста до 4 лет 6 месяцев (без сокращения объема времени теоретического обучения).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Юрист должен:

- знать роль и место правоохранительных органов в системе государственных органов Российской Федерации;

- знать особенности правоохранительной деятельности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;

- знать правовые и организационные основы правоохранительной деятельности в соответствии с профилем подготовки;

- обладать гражданской зрелостью, глубоким уважением к закону и социальным ценностям правового государства, чувством профессионального долга, соблюдать нормы профессиональной этики;

- осознавать безусловный приоритет в служебной деятельности таких ценностей, как права, свободы и законные интересы граждан, законность и дисциплина;

- понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, понимать их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности;

- обладать профессионально значимыми волевыми и моральными качествами и психологической устойчивостью;

- уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- уметь принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- знать и уметь использовать в профессиональной деятельности особенности тактики и методики предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступлений и административных правонарушений в соответствии с профилем подготовки;

- уметь осуществлять защиту безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности, пресекать противоправные действия, в том числе с применением физической силы, специальных средств, с применением и использованием огнестрельного оружия;

- уметь осуществлять профилактическую работу по обеспечению законности и укреплению правопорядка, проводить пропаганду правовых знаний среди населения;

- уметь осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с трудовыми коллективами, гражданами, муниципальными органами охраны общественного порядка, со средствами массовой информации;

- иметь навыки профессионального общения с различными категориями граждан;

- уметь в сложных условиях, экстремальных ситуациях, связанных с выполнением служебных обязанностей, принимать правильные управленческие решения; организовывать собственную работу и работу исполнителей на основе современных представлений о научной организации труда сотрудников правоохранительных органов;

- уметь использовать специальную технику, применяемую в деятельности правоохранительных органов, а также средства вычислительной техники;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, анализировать и обобщать положительный опыт деятельности правоохранительных органов и использовать его в своей профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности - правоохранительная деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка, борьбу с преступностью и иными правонарушениями.

Объекты профессиональной деятельности - юридические факты и правовые отношения, возникающие в сфере правоохранительной деятельности.

1.4. Возможности продолжения образования.

Юрист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 030505 Правоохранительная деятельность, подготовлен к продолжению образования в аспирантуре (адъюнктуре).

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ

 

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030505

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки юриста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки юриста формируется из дисциплин федерального, национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины федерального компонента.

3.4. Основная образовательная программа подготовки юриста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД - специальные дисциплины;

цикл ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

   Индекс   

      Наименование дисциплин и их основные разделы     

Всего
часов

ГСЭ         

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800 

ГСЭ.Ф.00    

Федеральный компонент                                  

1138 

ГСЭ.Ф.01    

Иностранный язык                                       
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и 
ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные     
особенности полного стиля произношения, характерные для
сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрип- 
ции; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексичес-
ких единиц общего и терминологического характера; поня-
тия дифференциации лексики по сферам применения (быто- 
вая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.);
понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,      
фразеологических единицах; понятие об основных способах
словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие
коммуникацию общего характера без искажения смысла при 
письменном и устном общении; основные грамматические   
явления, характерные для профессиональной речи; понятие
об обиходно-литературном, официально-деловом, научном  
стилях, стиле художественной литературы; основные осо- 
бенности научного стиля; культура и традиции стран изу-
чаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диа-
логическая и монологическая речь с использованием наибо-
лее употребительных и относительно простых лексико-грам-
матических средств в основных коммуникативных ситуациях
неофициального и официального общения; основы публичной
речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание
диалогической и монологической речи в сфере бытовой и  
профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов:   
несложные прагматические тексты и тексты по широкому и 
узкому профилю специальности; письмо; виды речевых     
произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения,   
частное письмо, деловое письмо, биография              

340  

ГСЭ.Ф.02    

Физическая культура                                    
Физическая культура: ее общекультурная и профессиональ-
ная значимость; физическая культура личности; основы   
здорового образа жизни студента; общая физическая и    
специальная подготовка в системе физического воспитания;
профессионально-прикладная физическая подготовка студен-
тов; основы методики самостоятельных занятий и самоконт-
роль за состоянием своего организма; организационно-   
правовые основы физической подготовки сотрудников право-
охранительных органов; особенности двигательного режима
работы сотрудников различных служб правоохранительных  
органов; профессионально важные физические качества    
сотрудников различных служб правоохранительных органов;
общепедагогические и специфические принципы физической 
подготовки сотрудников правоохранительных органов; сред-
ства, методы и формы физической подготовки; построение 
процесса физической подготовки в образовательных учреж-
дениях правоохранительных органов; броски; приемы борьбы
лежа; удушающие приемы; приемы задержания и сопровожде-
ния правонарушителей; удары и защиты от ударов; уходы из
опасных положений при единоборствах и борьбе с правона-
рушителями; приемы обезоруживания правонарушителей; на-
ружный осмотр и связывание правонарушителя; способы по-
мощи сотруднику правоохранительных органов при задержа-
нии сопротивляющихся правонарушителей; приемы рукопашно-
го боя с автоматом; действия с использованием средств  
активной обороны (резиновой палки); учебно-тренировочные
поединки по борьбе, боксу, рукопашному бою; отработка  
правомерных действий по силовому пресечению правонаруше-
ний, задержанию и сопровождению сопротивляющихся право-
нарушителей на основе моделирования типовых ситуаций    
оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохра-
нительных органов; формирование абсолютной и взрывной  
силы, общей и специальной выносливости                 

408  

ГСЭ.Ф.03    

Отечественная история                                  
Сущность, формы, функции исторического знания; методы и
источники изучения истории; понятие и классификация    
исторического источника; отечественная историография в 
прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и  
теория исторической науки; история России - неотъемлемая
часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Вели-
кого переселения народов; проблема этногенеза восточных
славян; основные этапы становления государственности.  
Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские    
связи; особенности социального строя Древней Руси; этно-
культурные и социально-политические процессы становления
русской государственности; принятие христианства; расп-
ространение ислама; эволюция восточнославянской государ-
ственности и общества в XI - ХII вв.; социально-полити-
ческие изменения в русских землях в XIII - XV вв.; Русь
и Орда: проблемы взаимоотношений; Россия и средневековые
государства Европы и Азии; специфика формирования едино-
го российского государства; возвышение Москвы; формиро-
вание сословной системы организации общества; реформы  
Петра 1; век Екатерины; предпосылки и особенности скла-
дывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе  
самодержавия; особенности и основные этапы экономическо-
го развития России; эволюция форм собственности на     
землю; структура феодального землевладения; крепостное 
право в России; мануфактурно-промышленное производство;
становление индустриального общества в России: общее и 
особенное; общественная мысль и особенности обществен- 
ного движения России XIX в.; реформы и реформаторы в   
России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую 
культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобали- 
зация общественных процессов; проблема экономического  
роста и модернизации; революции и реформы; социальная  
трансформация общества; столкновение тенденций интерна-
ционализма и национализма, интеграции и сепаратизма,   
демократии и авторитаризма; Россия в начале XX в.;     
объективная потребность индустриальной модернизации    
России; российские реформы в контексте общемирового раз-
вития в начале века; политические партии России: гене- 
зис, классификация, программы, тактика; Россия в усло- 
виях мировой войны и общенационального кризиса; револю-
ции 1917 г.; гражданская война и интервенция, их резуль-
таты и последствия; российская эмиграция; социально-эко-
номическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование
однопартийного политического режима; образование СССР; 
культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика;   
курс на строительство социализма в одной стране и его  
последствия; социально-экономические преобразования в  
30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопро-
тивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период
второй мировой войны; Великая Отечественная война;     
социально-экономическое развитие, общественно-политичес-
кая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоен-
ные годы; холодная война; попытки осуществления полити-
ческих и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход 
общественного развития; СССР в середине 60 - 80-х гг.: 
нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985 -  
1991 гг.; перестройка; попытка государственного перево-
рота 1991 г. и ее провал; распад СССР; октябрьские собы-
тия 1993 г.; Россия на пути радикальной социально-поли-
тической модернизации; культура в современной России;  
внешнеполитическая деятельность в условиях новой       
геополитической ситуации                               

 

ГСЭ.Ф.04    

Философия                                               
Предмет философии; место и роль философии в культуре;  
становление философии; основные направления, школы     
философии и этапы ее исторического развития; структура 
философского знания; учение о бытии; монистические и   
плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия;
понятия материального и идеального; пространство, время;
движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетер-
минизм; динамические и статистические закономерности;  
научные, философские и религиозные картины мира; чело- 
век, общество, культура; человек и природа; общество и 
его структура; гражданское общество и государство; чело-
век в системе социальных связей; человек и исторический
процесс; личность и массы, свобода и необходимость; фор-
мационная и цивилизационная концепции общественного раз-
вития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; 
свобода и ответственность; мораль, справедливость, пра-
во; нравственные ценности; представления о совершенном 
человеке в различных культурах; эстетические ценности и
их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и   
свобода совести; сознание и познание; сознание, самосо-
знание и личность; познание, творчество, практика; вера
и знание; понимание и объяснение; рациональное и ирраци-
ональное в познавательной деятельности; проблема истины;
действительность, мышление, логика и язык; научное и   
ненаучное знание; критерии научности; структура научного
познания, его методы и формы; рост научного знания;    
научные революции и смены типов рациональности; наука и
техника; будущее человечества; глобальные проблемы     
современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии   
будущего                                               

 

ГСЭ.Ф.05    

Экономика                                              
Введение в экономическую теорию; предмет и методы эконо-
мической теории; блага; потребности, ресурсы; экономи- 
ческий выбор; экономические отношения; собственность:  
экономические и юридические аспекты; экономические     
системы; основные этапы развития экономической теории. 
Микроэкономика. Рынок; спрос и предложение, их эластич-
ность; потребительские предпочтения и предельная полез-
ность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос;
эффект дохода и эффект замещения; предложение и его    
факторы; закон убывающей предельной производительности;
эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и при-  
быль; принцип максимизации прибыли; предложение совер- 
шенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конку-
рентных рынков; рыночная власть; монополия; монополисти-
ческая конкуренция; олигополия; антимонопольное регули-
рование; спрос на факторы производства; рынок труда;   
спрос и предложение труда; заработная плата и ее формы;
рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок  
земли; рента; общее равновесие и благосостояние;       
распределение доходов; неравенство; внешние эффекты и  
общественные блага; преимущества и недостатки рынка,   
роль государства в экономике.                          
Макроэкономика. Национальная экономика как целое; круго-
оборот доходов и продуктов; основные макроэкономические
показатели: валовой национальный продукт, валовой внут-
ренний продукт, национальный доход и др., способы их    
измерения; располагаемый личный доход; индексы цен; без-
работица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические 
циклы; макроэкономическое равновесие; совокупный спрос 
и совокупное предложение; макроэкономическое регулирова-
ние рыночной экономики; стабилизационная политика;     
равновесие на товарном рынке; потребление и сбережения;
инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект   
мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и 
их функции; равновесие на денежном рынке; денежный      
мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная  
политика; экономический рост и развитие; международные 
экономические отношения; внешняя торговля и торговая   
политика; платежный баланс; валютная система и валютный
курс; особенности современной экономики России: привати-
зация, формы собственности, предпринимательство, рынок 
труда; распределение и доходы; преобразования в социаль-
ной сфере; структурные сдвиги в экономике; теневая     
экономика и экономическая безопасность; формирование   
открытой экономики                                     

 

ГСЭ.Ф.06    

Социология                                             
Предыстория и социальные предпосылки социологии как    
науки; социологический проект Конта; классические соци-
ологические теории; современные социологические теории;
русская социологическая мысль; общество и социальные   
институты; социальные группы и общности; виды общностей;
общность и личность; малые группы и коллективы; социаль-
ная организация; социальное неравенство, стратификация и
социальная мобильность; понятие социального статуса;   
социальное взаимодействие и социальные отношения;      
общественное мнение как институт гражданского общества;
культура как фактор социальных изменений; взаимодействие
экономики, социальных отношений и культуры; личность как
субъект и объект социальных отношений; природа и сущ-  
ность социального конфликта; социология права как част-
ная социологическая теория; социальный контроль и девиа-
ция; социальные изменения; концепции социального прог- 
ресса; место Российского общества в мировом сообществе;
методы социологического исследования                   

 

ГСЭ.Ф.07    

Русский язык и культура речи                           
Стили современного русского литературного языка; языко-
вая норма, ее роль в становлении и функционировании ли-
тературного языка; речевое взаимодействие; основные еди-
ницы общения; устная и письменная разновидности литера-
турного языка; нормативные, коммуникативные, этические 
аспекты устной и письменной речи; функциональные стили 
современного русского языка; взаимодействие функциональ-
ных стилей; научный стиль; специфика использования эле-
ментов различных языковых уровней в научной речи; рече-
вые нормы учебной и научной сфер деятельности; официаль-
но-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое 
разнообразие; языковые формулы официальных документов; 
приемы унификации языка служебных документов; интернаци-
ональные свойства русской официально-деловой письменной
речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и 
стиль инструктивно-методических документов; правила    
оформления документов; речевой этикет в документе;     
жанровая дифференциация и отбор языковых средств в пуб-
лицистическом стиле; особенности устной публичной речи;
оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подго-
товка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала,    
начало, развертывание и завершение речи; основные приемы
поиска материала и виды вспомогательных материалов; сло-
весное оформление публичного выступления; понятливость,
информативность и выразительность публичной речи; разго-
ворная речь в системе функциональных разновидностей рус-
ского литературного языка; условия функционирования раз-
говорной речи, роль внеязыковых факторов; культура речи;
основные направления совершенствования навыков грамотно-
го письма и говорения                                  

 

ГСЭ.Ф.08    

Культурология                                          
Структура и состав современного культурологического    
знания; культурология и философия культуры, социология 
культуры, культурная антропология; культурология и исто-
рия мировой культуры; история культуры России; школы,  
направления и теории в культурологии; охрана и использо-
вание культурного наследия; теоретическая и прикладная 
культурология; методы культурологических исследований; 
основные понятия культурологии: культура, цивилизация, 
морфология культуры, функции культуры, культурогенез,  
динамика культуры, язык и символ культуры, культурные  
коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и
нормы, культурные традиции, культурная картина мира,   
социальные институты культуры, культурная самоидентич- 
ность, культурная модернизация; типология культур; этни-
ческая и национальная, элитарная и массовая культура;  
восточные и западные типы культур; специфические и "се-
рединные" культуры; локальные культуры; тенденции куль-
турной универсализации в мировом современном процессе; 
культура и природа; культура и общество; культура и    
глобальные проблемы современности; культура и личность;
инкультурация и социализация                           

 

ГСЭ.Ф.09    

Политология                                            
Объект, предмет и метод политической науки; функции по-
литологии; политическая жизнь и властные отношения; роль
и место политики в жизни современных обществ; социальные
функции политики; история политических учений; российс-
кая политическая традиция: истоки, социокультурные осно-
вания, историческая динамика; современные политологичес-
кие школы; гражданское общество, его происхождение и   
особенности; особенности становления гражданского общес-
тва в России; институциональные аспекты политики; поли-
тическая власть; политическая система; политические ре-
жимы, политические партии, электоральные системы; поли-
тические отношения и процессы; политические конфликты и
способы их разрешения; политические технологии; полити-
ческий менеджмент; политическая модернизация; политичес-
кие организации и движения; политические элиты; полити-
ческие лидерство; социокультурные аспекты политики;    
мировая экономика и международные отношения; особенности
мирового политического процесса; национально-государст-
венные интересы России в новой геополитической ситуации;
методология познания политической реальности; парадигмы
политического знания; экспертное политическое знание;  
политическая аналитика и прогностика; сравнительная    
политология                                             

 

ГСЭ.Ф.10    

Психология и педагогика                                
Психология. Предмет, объект и методы психологии; место 
психологии в системе наук; история развития психологи- 
ческого знания и основные направления в психологии;    
индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и
организм, психика, поведение и деятельность; основные  
функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза
и филогенеза; мозг и психика; структура психики, соотно-
шение сознания и бессознательного; основные психические
процессы, структура сознания; познавательные процессы: 
ощущение, восприятие, представление, воображение, мышле-
ние и интеллект, творчество, внимание, мнемические про-
цессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения
и деятельности; общение и речь; психология личности;   
межличностные отношения; психология малых групп.       
Педагогика. Объект, предмет, задачи, функции, методы   
педагогики; основные категории педагогики: образование,
воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педа-
гогическое взаимодействие, педагогическая технология,  
педагогическая задача; образование как общечеловеческая
ценность; образование как социокультурный феномен и    
педагогический процесс; образовательная система России;
цели, содержание, структура непрерывного образования,  
единство образования и самообразования; педагогический 
процесс; образовательная, воспитательная и развивающая 
функции обучения; воспитание в педагогическом процессе;
общие формы организации учебной деятельности; урок, лек-
ция, семинарские, практические и лабораторные занятия, 
диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные    
занятия, консультация; методы, приемы, средства органи-
зации и управления педагогическим процессом; семья как 
субъект педагогического взаимодействия и социокультурная
среда воспитания и развития личности; управление образо-
вательными системами                                   

 

ГСЭ.Н.-Р.00 

Национально-региональный (вузовский) компонент         

522  

ГСЭ.В.00    

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые 
вузом                                                  

140  

ЕН          

Общие математические и естественнонаучные дисциплины   

400  

ЕН.Ф.00     

Федеральный компонент                                   

320  

ЕН.Ф.01     

Концепции современного естествознания                  
Современное естествознание: его предмет, общие принципы
и тенденции развития; предмет и история естествознания;
структура и динамика естественнонаучного познания;     
естественнонаучная и гуманитарная культуры; физическая и
информационная картины мира; структурные уровни органи-
зации материи; фундаментальные законы природы и физичес-
кая картина мира; пространство и время; космологические
модели; развитие основных направлений современной химии;
современные науки о сложных самоорганизующихся системах:
системный анализ, кибернетика, синергетика; учение о   
биосфере и экология; основные направления и законы сов-
ременной биологии; естественные экосистемы и этология; 
глобальные связи в биосфере; естественные закономерности
развития человека и общества; природные основы антропо-
социогенеза; влияние естественных факторов на развитие 
общественной жизни; теории сознания и творчества в эпоху
компьютеризации; современные науки о здоровье человека и
биоэтика; современная естественнонаучная картина мира и
ее место в культуре                                    

80   

ЕН.Ф.02     

Математика и информатика                               
Основы математических знаний; элементы математического 
анализа, математической логики; теории вероятностей и  
математической статистики; основы математического моде-
лирования и прогнозирования социально-правовых процес- 
сов; исследование операций и принятие оптимальных управ-
ленческих решений в правоохранительной деятельности;   
практикум.                                             
Основные понятия информатики; аппаратное обеспечение   
компьютерных технологий; программное обеспечение и его 
структура; алгоритмы и основы программирования; опера- 
ционные системы; прикладное программное обеспечение:   
обработка текстовой и графической информации; использо-
вание электронных таблиц для расчета и анализа данных; 
применение мультимедийных технологий в правоохранитель-
ной деятельности; системы управления базами данных;    
понятие и виды автоматизированных информационных систем;
справочно-правовые системы; глобальные и локальные     
информационные сети; основы информационной безопасности
и защиты компьютерной информации; компьютерный практикум

240  

ЕН.Н.-Р.00  

Национально-региональный (вузовский) компонент         

40   

ЕН.В.00     

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые 
вузом                                                   

40   

ОПД         

Общепрофессиональные дисциплины                        

4324 

ОПД.Ф.00    

Федеральный компонент                                  

3700 

ОПД.Ф.01    

Теория государства и права                             
Предмет и методология теории государства и права;      
природа и сущность государства и права; происхождение  
государства и права, закономерности их исторического из-
менения и функционирования; связь права с иными сферами
жизни общества; понятийный аппарат теории государства и
права; механизм и средства правового регулирования, реа-
лизация права; формы права и государства; механизм госу-
дарства; система права; современные правовые системы; их
эволюция и связь; содержание и форма нормотворческого  
процесса; правопорядок и правомерное поведение; основные
проблемы современного понимания государства и права;   
общая характеристика современных политико-правовых докт-
рин; роль современного права и государства в становлении
гражданского общества                                   

240  

ОПД.Ф.02    

История отечественного государства и права             
Историческая преемственность в развитии отечественного 
государства и права, значение изучения истории отечест-
венного государства и права для обучающихся по специаль-
ности "Правоохранительная деятельность", сущность      
историко-правового мышления, особенности формационного и
цивилизационного подходов к постижению истории         
отечественного государства и права, хронологическая и  
географическая границы отечественной государственности и
действия права; источниковая и историографическая основы
изучения дисциплины; отечественные протогосударства и  
зачатки права, Древняя Русь IX - X вв.; средневековое  
древнерусское государство и право в XI - XIII вв., Нов-
городское и Псковское государства, право северо-западной
Руси; государство и право Золотой Орды, взаимовлияние  
русской и татарской правовых культур и практики государ-
ственного строительства; государство и право Московского
царства и становление Русского централизованного госу- 
дарства в XIV - XVI вв., формирование сословно-предста-
вительной монархии в России; отечественное государство и
право на этапе вхождения России в Новое время (XVII в.),
начало формирования абсолютизма в России; государство и
право России в период становления и укрепления Империи 
(XVIII в.), специфические черты абсолютной монархической
власти в России, идеи и практика "полицейского" государ-
ства и "просвещенного" абсолютизма; российское государс-
тво и право в период нарастания социальных противоречий
в XIX - нач. XX вв.; отечественное государство и право в
период революций в России в начале XX века: становление
конституционной монархии в России (январь 1905 - февраль
1917 гг.), формирование республиканского строя (февраль
- сентябрь 1917 г.), становление советского государства
и права; советское государство и право в период НЭПа   
(1921 - 1929 гг.), образование и развитие СССР; советс-
кое государство и право в период утверждения тоталитар-
ного режима (1929 - 1941 гг.); советское государство и 
право в период Великой Отечественной войны и первое пос-
левоенное десятилетие; развитие советского государства и
права в период либерализации общественных отношений     
(сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.); отечественное государс-
тво и право в условиях нарастания кризиса советской го-
сударственности (сер. 1960-х - нач. 1990-х гг.); тенден-
ции развития российского государства и права на рубеже 
XX - XXI вв., совершенствование государственного меха- 
низма новой России, преобразование органов местного уп-
равления и поиск новых форм самоуправления, государст- 
венное регулирование рыночных отношений и реформирование
социальной сферы общественного развития                 

132  

ОПД.Ф.03    

История государства и права зарубежных стран           
Роль истории государства и права зарубежных стран в    
подготовке специалистов высшей квалификации по специаль-
ности "Правоохранительная деятельность", источниковые и
теоретические основы изучения учебной дисциплины, раз- 
личные научные подходы к познанию истории государства и
права зарубежных стран; формирование институтов протого-
сударств, древнейшие формы правообразования; государство
и право в странах Древнего Востока: Египет, Вавилон, Ин-
дия, Китай; античные государства: Древняя Греция и Древ-
ний Рим; история римского права; средневековые государс-
тва и право в странах Европы (Англия, Франция, Германия
и др.); роль христианской церкви в развитии государства
и права; средневековые государства Востока: Исламский  
мир и Арабский халифат, Индия, Япония, Китай; мусульман-
ское право; развитие государства и права в рамках ста- 
новления современной цивилизации (Англия, США, Франция,
Германия и др.); образование англосаксонской и романо- 
германской правовых систем; история государства и права
зарубежных стран в XX в. (США, Великобритания, Франция,
Германия и др.); государство и право в странах Централь-
ной и Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки; ос-
новные тенденции развития государства и права зарубежных
стран на рубеже XX - XXI вв.; зарождение и развитие    
правоохранительных органов зарубежных стран            

128  

ОПД.Ф.04    

Конституционное право России                           
Понятие, предмет и система конституционного права; ис- 
точники конституционного права; место российского конс-
титуционного права в системе права России; основы учения
о конституции; конституционное развитие России; Консти-
туция РФ 1993 г. и ее особенности; основы конституцион-
ного строя и его элементы; гражданское общество и его  
институты; Общественная палата, ее статус; конституцион-
ный статус человека и гражданина РФ; гражданство в РФ  
(принципы гражданства в РФ, основания приобретения и   
прекращения, порядок решения вопросов российского граж-
данства); конституционные права, свободы и обязанности 
российских граждан, их гарантии, реализация и защита;  
роль правоохранительных органов в механизме реализации и
охраны прав и свобод граждан; особенности правового по-
ложения иностранных граждан и лиц без гражданства; пра-
вовое положение беженцев и внутренних переселенцев; го-
сударственное устройство РФ: содержание и правовое зак-
репление российского федерализма; конституционно-право-
вой статус субъектов РФ; административно-территориальное
деление в Российской Федерации; автономия в России; из-
бирательное право и избирательная система в РФ; система
и конституционно-правовой статус органов государства в 
РФ; Президент РФ, особенности его конституционного     
статуса; компетенция Президента РФ, акты Президента РФ;
Федеральное Собрание - парламент РФ, его палаты; компе-
тенция Федерального Собрания; правовой статус депутата в
РФ; законодательный процесс в Федеральном Собрании; Пра-
вительство РФ, его конституционный статус, полномочия; 
судебная власть в РФ; конституционные основы деятельнос-
ти Прокуратуры РФ; Конституционный Суд РФ; конституцион-
ные основы системы государственной власти субъектов РФ;
местное самоуправление в РФ; конституционные основы ор-
ганизации и деятельности правоохранительных органов Рос-
сии; место и роль правоохранительных органов в механизме
защиты конституционного строя России                   

200  

ОПД.Ф.05    

Конституционное право зарубежных стран                 
Классификация зарубежных государств по уровню их соци- 
ально-экономического развития и характеру политического
режима; основные тенденции развития конституционного   
права зарубежных государств; качественные характеристики
конституционного права отдельных государств (США, Вели-
кобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Япония,
Польша, Китай, Куба, Индия, Иран и др.); правовое поло-
жение граждан в зарубежных странах, разновидности поли-
тических режимов; формы государства; избирательное право
и избирательные системы; органы государства и их положе-
ние; парламент и парламентаризм; муниципальные системы;
конституционные основы организации и деятельности      
правоохранительных органов зарубежных стран; системы   
правоохранительных органов зарубежных стран            

100  

ОПД.Ф.06    

Административное право России                          
Исполнительная власть в системе государственной власти;
предмет, методы, источники и система административного 
права; административно-правовые нормы; административно-
правовые отношения; административно-правовая наука; по-
нятие и виды субъектов административного права; админис-
тративно-правовой статус человека и гражданина; админис-
тративно-правовой статус органов исполнительной власти;
административно-правовой статус государственных служа- 
щих; основы административно-правового статуса хозяйству-
ющих субъектов и некоммерческих организаций; институты 
регистрации, учета и отчетности; институты лицензирова-
ния, аттестации и аккредитации; институты сертификации и
стандартизации; институт метрологии; институты квотиро-
вания и государственного заказа; институт государствен-
ной службы; институты предложений и заявлений; институты
поощрения, ученой степени и ученого звания; институт   
контроля; институт административного надзора; институт 
специальных административно-правовых режимов; институт 
административно-правового предупреждения; институт адми-
нистративной жалобы (административного иска); институт 
мер административного пресечения; институт дисциплинар-
ной ответственности; институт материальной ответствен- 
ности; законодательство об административных правонаруше-
ниях; административное правонарушение: состав и квалифи-
кация; обстоятельства, исключающие деликтность деяния; 
административное наказание и его виды; освобождение от 
административной ответственности; назначение администра-
тивного наказания; виды административных правонарушений;
судьи, органы, должностные лица, уполномоченные        
рассматривать дела об административных правонарушениях;
административно-процессуальное право России            

200  

ОПД.Ф.07    

Правоохранительные органы и правоохранительная         
деятельность                                           
Предмет, задачи и система дисциплины: общая характерис-
тика и виды правоохранительной деятельности в Российской
Федерации; понятие, признаки и система правоохранитель-
ных органов; правовые основы правоохранительной деятель-
ности; судебная власть и судебная система в Российской 
Федерации; правосудие как вид правоохранительной дея-  
тельности; принципы правосудия; конституционный контроль
в Российской Федерации и иные функции Конституционного 
Суда РФ; гражданское, уголовное и административное     
судопроизводство в Российской Федерации; судопроизводст-
во в арбитражных судах Российской Федерации; органы    
юстиции, деятельность по исполнению судебных решений и 
иные функции органов юстиции; прокурорский надзор, иные
направления деятельности прокуратуры в Российской Феде-
рации; предварительное расследование преступлений,     
органы предварительного следствия и органы дознания в  
в Российской Федерации; оперативно-розыскная деятель-   
ность и органы, ее осуществляющие; охрана конституцион-
ного строя и безопасности государства, органы обеспече-
ния безопасности в Российской Федерации; правоохрани-  
тельная деятельность фискальных органов Российской Феде-
рации (таможенных органов, органов налоговой службы);  
обеспечение охраны общественного порядка, органы внут- 
ренних дел Российской Федерации; оказание квалифициро- 
ванной юридической помощи и защита по уголовным делам; 
правоохранительная деятельность негосударственных       
организаций; правоохранительные органы зарубежных      
государств и их правоохранительная деятельность        

160  

ОПД.Ф.08    

Муниципальное право России                             
Понятие муниципального права; местное самоуправление,  
его возникновение и развитие; система местного самоуп- 
равления; представительные и исполнительные органы мест-
ного самоуправления, порядок их формирования и деятель-
ности; институты прямой демократии в местном самоуправ-
лении; материальные и финансово-экономические основы   
местного самоуправления; полномочия местного самоуправ-
ления, организационные формы их осуществления; полномо-
чия органов местного самоуправления в сфере обеспечения
законности, общественной безопасности, охраны обществен-
ного порядка; муниципальные органы охраны общественного
порядка, осуществление контроля за их деятельностью;   
взаимоотношения органов местного самоуправления с право-
охранительными органами; порядок формирования и деятель-
ности представительных и исполнительных органов местного
самоуправления; гарантии и защита прав местного        
самоуправления                                         

60   

ОПД.Ф.09    

Международное право                                    
Международное право как особая система юридических норм;
субъекты международного права; источники международного
права и процесс создания норм; взаимодействие междуна- 
родного и внутригосударственного права; основные принци-
пы международного права; право международных договоров;
международные организации и конференции; ответственность
в международном праве; дипломатическое и консульское   
право; право международной безопасности; права человека
и международное право; международное экономическое,    
морское, воздушное, космическое, экологическое право;  
мирные средства разрешения международных споров;       
международное гуманитарное право; международное        
уголовное право                                        

80   

ОПД.Ф.10    

Гражданское право                                      
Гражданское право в системе права России; предмет      
гражданско-правового регулирования; гражданско-правовой
метод регулирования общественных отношений; понятие,   
содержание и виды гражданских правоотношений; граждане,
юридические лица, государственные и муниципальные обра-
зования как субъекты гражданских правоотношений; юриди-
ческие лица в структуре правоохранительных органов; ме-
ханизм, специфика, конкретные формы участия правоохрани-
тельных органов в гражданских правоотношениях в качестве
субъекта гражданского права; объекты гражданских право-
отношений и их основные виды; понятие и виды юридических
фактов в гражданском праве; сделки и условия их действи-
тельности; понятие, способы и пределы осуществления    
гражданских прав; право на защиту; гражданско-правовая 
ответственность, ее условия и размер; сроки в гражданс-
ком праве; собственность и ее правовые формы, понятие и
объекты права собственности, понятие и содержание иных  
(ограниченных) вещных прав; наследование собственности 
граждан; гражданско-правовая защита права собственности
и иных вещных прав; гражданско-правовое регулирование  
отношений в сфере интеллектуальной деятельности;       
гражданско-правовое регулирование личных неимущественных
отношений, не связанных с имущественными; понятие, виды
и исполнение обязательств; понятие, содержание и виды  
гражданско-правовых договоров; заключение, применение и
расторжение договоров; отдельные виды договорных и иных
обязательств; взаимосвязь гражданско-правовых и уголов-
но-правовых норм при расследовании преступлений; акты  
правоохранительных органов, как основание возникновения
гражданских прав и юридических обязанностей; защита прав
граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной дея- 
тельности; страхование жизни и здоровья сотрудников    
правоохранительных органов                             

360  

ОПД.Ф.11    

Гражданский процесс                                    
Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского    
процесса, источники гражданского процессуального права;
принципы российского гражданского процессуального права
и их отличие от принципов уголовного процесса; гражданс-
кие процессуальные отношения; подведомственность граж- 
данских дел; подсудность, участники гражданского процес-
са; участие правоохранительных органов в гражданском   
процессе; иск; гражданский иск на предварительном след-
ствии и в суде, процедура его реализации; судебное дока-
зывание; судебное разбирательство; виды судебных поста-
новлений; исполнительное производство; нотариат; третей-
ские суды; основы знаний об арбитражном процессе; учас-
тие правоохранительных органов в арбитражном процессе и
третейском разбирательстве экономических споров        

80   

ОПД.Ф.12    

Экологическое право                                    
Предмет, метод, система и источники экологического     
права; экологические правоотношения: субъекты, объекты,
содержание, право собственности на природные ресурсы,  
право природопользования, правовая охрана объектов     
окружающей среды; управление в области охраны окружающей
среды; экономическое регулирование в области охраны    
окружающей среды; экологическая экспертиза; место и роль
правоохранительных органов, осуществляющих охрану окру-
жающей среды; взаимодействие правоохранительных органов
с общественными некоммерческими организациями по охране
окружающей среды; экологическое правонарушение, ответст-
венность за нарушение законодательства в области охраны
окружающей среды; возмещение вреда, причиненного эколо-
гическим правонарушением, роль правоохранительных орга-
нов в борьбе с экологическими правонарушениями; правовая
охрана окружающей среды в городских и сельских поселе- 
ниях, правовой режим охраны природных объектов: государ-
ственных природных заповедников, государственных природ-
ных заказников, памятников природы, национальных парков
и иных особо охраняемых территорий и объектов; роль пра-
воохранительных органов в обеспечении правового режима  
охраны природных объектов; правовая охрана окружающей  
среды при осуществлении хозяйственной деятельности;    
участие органов внутренних дел в правовой охране окружа-
ющей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
правовой режим зон экологического бедствия и зон чрезвы-
чайных ситуаций; участие правоохранительных органов в  
ликвидации последствий экологических бедствий и чрезвы-
чайных ситуаций; международное сотрудничество в области
охраны окружающей среды                                 

80   

ОПД.Ф.13    

Трудовое право                                         
Предмет, метод и система трудового права; основные прин-
ципы трудового права; источники трудового права; субъек-
ты трудового права; понятия трудового правоотношения;  
понятие коллективного договора и его роль; правовое ре-
гулирование трудоустройства; понятие трудового договора,
виды трудовых договоров, рабочее время и время отдыха; 
методы правового регулирования заработной платы; трудо-
вая дисциплина; материальная ответственность сторон    
трудового правоотношения; охрана труда; индивидуальные и
коллективные трудовые споры и порядок их разрешения;   
надзор и контроль за соблюдением законодательства о    
труде; применение норм трудового права в деятельности  
правоохранительных органов                             

100  

ОПД.Ф.14    

Финансовое право                                       
Финансовое право: предмет, метод, источники, система,  
нормы и отношения; финансовая деятельность государства и
муниципальных образований; правовые основы финансового 
контроля; бюджетное право; бюджетный процесс; внебюджет-
ные фонды; правовое регулирование государственных дохо-
дов и расходов; налоговое право; правовые основы госу- 
дарственного кредита; правовые основы государственного 
страхования; правовое регулирование банковской деятель-
ности и банковского кредита; правовые основы денежного 
обращения и расчетов; правовые основы валютного        
регулирования и валютного контроля                     

80   

ОПД.Ф.15    

Семейное право                                         
Понятие семейного права; понятие семейного правоотноше-
ния; условия и порядок заключения брака, прекращения   
брака, недействительность брака; порядок признания фак-
тических брачных отношений; личные права и обязанности 
супругов, законный и договорный режимы имущества супру-
гов; права и обязательства родителей и детей, установле-
ние происхождения детей, права несовершеннолетних детей;
алиментные обязательства членов семьи (родителей и     
детей; супругов и бывших супругов; других членов семьи);
формы воспитания детей, оставшихся без попечения родите-
лей (усыновление (удочерение) детей; опека и попечитель-
ство над детьми; приемная семья); деятельность правоох-
ранительных органов по профилактике семейных конфликтов
и предупреждению насилия в семье                       

60   

ОПД.Ф.16    

Уголовное право                                        
Понятие, предмет, метод, задачи уголовного права; зада-
чи, направления и принципы уголовной политики, роль пра-
воохранительных органов в ее реализации; понятие общей 
части уголовного права; принципы российского уголовного
права; уголовный закон; уголовная ответственность;     
понятие преступления; состав преступления; неоконченное
преступление; соучастие в преступлении; множественность
преступлений; обстоятельства, исключающие преступность 
деяния (необходимая оборона, причинение вреда при задер-
жании лица, совершившего преступление, крайняя необходи-
мость, исполнение приказа или распоряжения), и их значе-
ние для деятельности правоохранительных органов; наказа-
ние и его цели; система и виды наказаний; назначение на-
казания; освобождение от уголовной ответственности и на-
казания; значение институтов добровольного отказа и дея-
тельного раскаяния для деятельности правоохранительных 
органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раск-
рытию преступлений; принудительные меры медицинского ха-
рактера; особенность уголовной ответственности несовер-
шеннолетних; понятие особенной части уголовного права; 
характеристика составов преступлений, указанных в      
особенной части Уголовного кодекса                     

560  

ОПД.Ф.17    

Уголовный процесс                                      
Сущность и основные понятия уголовного процесса; соотно-
шение уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и  
административной деятельности; уголовно-процессуальное 
право и его источники; принципы уголовного судопроизвод-
ства; уголовное преследование; участники уголовного су-
допроизводства; доказательства в уголовном процессе и их
виды; процесс доказывания; меры процессуального принуж-
дения; использование результатов оперативно-розыскной  
деятельности в доказывании; ходатайства и жалобы; про- 
цессуальные сроки и процессуальные издержки; реабилита-
ция; возбуждение уголовного дела; предварительное рас- 
следование: понятие, формы, общие условия; следственные
действия; привлечение в качестве обвиняемого; приоста- 
новление и возобновление предварительного расследования;
окончание предварительного расследования; подсудность  
уголовных дел; подготовка к судебному заседанию; пред- 
варительное слушание; судебное разбирательство; особен-
ности производства у мирового судьи; особенности произ-
водства в суде с участием присяжных заседателей; произ-
водство в суде второй инстанции; исполнение приговора; 
производство в надзорной инстанции; возобновление произ-
водства по уголовному делу ввиду новых или вновь открыв-
шихся обстоятельств; особенности производства по уголов-
ным делам в отношении несовершеннолетних; особенности  
производства о применении принудительных мер медицинско-
го характера; особенности производства по уголовным де-
лам в отношении отдельных категорий лиц; международное 
сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства     

400  

ОПД.Ф.18    

Криминалистика                                         
Предмет, система, методы и задачи криминалистики, ее   
роль в раскрытии, расследовании и предотвращении прес- 
туплений; криминалистическая идентификация и диагности-
ка; криминалистическая техника, применение технико-кри-
миналистических средств и методов для получения и ис-  
пользования информации о преступлении и его участниках;
криминалистическая фотография и видеозапись; криминалис-
тическая трасология; криминалистическое исследование   
оружия, боеприпасов, взрывных устройств и следов их при-
менения (криминалистическое оружиеведение); криминалис-
тическая габитоскопия; криминалистическое исследование 
документов; криминалистическая регистрация; микрообъекты
как источники криминалистической информации, криминалис-
тическая одорология, криминалистическая фоноскопия;    
формы и методы организации расследования преступлений, 
криминалистические версии и планирование расследования,
взаимодействие следователя с органами дознания, сотруд-
никами оперативных аппаратов, специалистами, экспертами
и другими участниками раскрытия и расследования преступ-
лений, согласованное планирование следственных действий
и оперативно-розыскных мероприятий; криминалистическая 
тактика; тактика осмотра места происшествия, задержания,
освидетельствования, обыска, выемки, допроса, очной    
ставки, предъявления для опознания, следственного      
эксперимента, проверки показаний на месте, тактика конт-
роля и записи переговоров, получения образцов для срав-
нительного исследования; назначение и производство су- 
дебных экспертиз; криминалистическая методика; кримина-
листическая характеристика и методика расследования от-
дельных видов и групп преступлений; особенности рассле-
дования групповых преступлений и преступлений, совершен-
ных участниками организованной группы или организованны-
ми преступным сообществом; особенности расследования   
преступлений "по горячим следам", особенности расследо-
вания преступлений, совершенных невменяемыми и лицами с
психическими аномалиями, иностранными гражданами и про-
тив иностранных граждан, несовершеннолетними; особеннос-
ти методики расследования нераскрытых преступлений, дела
о которых приостановлены                               

460  

ОПД.Ф.19    

Криминология                                           
История криминологии, ее предмет, задачи; преступность и
ее основные характеристики; детерминанты преступности; 
личность преступника; механизм индивидуального преступ-
ного поведения; виктимология; организация и проведение 
криминологического исследования; криминологическое прог-
нозирование; современные теории предупреждения преступ-
лений; зарубежная криминология; криминологическая харак-
теристика преступности несовершеннолетних и молодежи;  
криминологическая характеристика рецидивной и професси-
ональной преступности; криминологическая характеристика
организованной преступности, террористической и экстре-
мистской деятельности; криминологическая характеристика
насильственных преступлений; криминологическая харак-  
теристика экономических преступлений; криминологическая
характеристика преступности мегаполисов; криминологичес-
кая характеристика преступности мигрантов; негативные  
социальные явления, связанные с преступностью;         
современное состояние преступности в России и актуальные
проблемы криминологии; криминологическая характеристика
транснациональной преступности                         

160  

ОПД.Ф.20    

Уголовно-исполнительное право                          
Понятие уголовно-исполнительного права; уголовно-испол-
нительное законодательство Российской Федерации; право-
вое положение осужденных; правовое регулирование содер-
жания под стражей подозреваемых и обвиняемых; учреждения
и органы, исполняющие уголовные наказания, их взаимодей-
ствие с иными правоохранительными органами; исполнение 
наказаний, не связанных с изоляцией от общества; испол-
нение наказаний в виде лишения свободы и ареста; основ-
ные средства исправительного воздействия, освобождение 
осужденных от отбывания наказания, контроль за лицами, 
освобожденными от отбывания наказания, условно осужден-
ными и имеющими отсрочку отбывания наказания; междуна- 
родно-правовые акты и стандарты обращения с осужденными;
международное сотрудничество в пенитенциарной области  

60   

ОПД.Н.-Р.00 

Национально-региональный (вузовский) компонент         

380  

ОПД.В.00    

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые 
вузом                                                  

244  

СД.00       

Специальные дисциплины                                 

2422 

СД.01       

Обеспечение прав человека в деятельности                
правоохранительных органов                             
Понятие прав и свобод человека; история становления прав
и свобод человека, права и свободы человека в современ-
ном мире; система прав и свобод человека; механизм га- 
рантий прав и свобод человека; права и свободы человека
в России; правоохранительные органы в механизме гарантий
прав и свобод человека; охрана прав и свобод человека -
важнейшая задача правоохранительных органов, специфика 
охраны прав и свобод человека различными службами право-
охранительных органов; гарантии прав и свобод человека 
при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;   
защита прав потерпевших и свидетелей; соблюдение прав  
задержанных, арестованных, подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений; правовые основы ограничения   
прав человека в деятельности правоохранительных органов;
права человека и законность в деятельности правоохрани-
тельных органов; социально-правовые гарантии прав      
сотрудников правоохранительных органов                  

60   

СД.02       

Тактико-специальная подготовка                         
Правовое и организационное регулирование деятельности  
правоохранительных органов в чрезвычайных обстоятельст-
вах, чрезвычайных ситуациях, при чрезвычайном положении
и в военное время; тактика действий сотрудников правоох-
ранительных органов в составе служебных нарядов и групп
при выполнении специальных операций; инженерная подго- 
товка сотрудников правоохранительных органов при дейст-
виях в чрезвычайных обстоятельствах; действия сотрудни-
ков правоохранительных органов в чрезвычайных ситуациях
(обнаружение взрывоопасных объектов, захват заложников,
вооруженное нападение на объекты, массовые беспорядки и
т.п.); тактико-технические характеристики, нормативно- 
правовые основы и способы применения специальных средств
индивидуальной бронезащиты, активной обороны, обеспече-
ния проведения специальных операций; чтение топографи- 
ческих карт; измерение и ориентирование по карте и на  
местности при решении оперативно-служебных и служебно- 
боевых задач; роль и место правоохранительных органов в
системе гражданской обороны и единой государственной   
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций; организация и ведение радиационного и химического 
наблюдения при чрезвычайных ситуациях природного и тех-
ногенного характера и в военное время; методика оценки 
обстановки в очагах (зонах) поражения (заражения); пора-
жающие факторы оружия массового поражения и сильнодей- 
ствующих отравляющих веществ, защита личного состава от
их воздействия; правила и тактика личной безопасности в
экстремальных ситуациях (при пожарах, авариях, катастро-
фах и т.п.)                                            

290  

СД.03       

Огневая подготовка                                     
Организационно-правовые основы огневой подготовки      
сотрудников правоохранительных органов; краткие сведения
из внутренней и внешней баллистики; правила обращения с
огнестрельным оружием и боеприпасами; учет, хранение и 
сбережение огнестрельного оружия и боеприпасов; меры   
безопасности при проведении учебных занятий и контроль-
ных стрельб; назначение, боевые свойства и устройство  
основных видов боевого ручного стрелкового оружия; мето-
дика обучения владению огнестрельным оружием, приемы и 
правила стрельбы; отработка правомерного применения и  
использования огнестрельного оружия при самообороне,   
пресечении правонарушений, задержании сопротивляющихся 
или пытающихся скрыться правонарушителей на основе     
моделирования типовых ситуаций оперативно-служебной    
деятельности сотрудников правоохранительных органов    

230  

СД.04       

Специальная техника                                    
Понятие, классификация специальной техники, используемой
в правоохранительных органах, направления, правовые и  
организационные основы ее применения; требования, предъ-
являемые к технической подготовке сотрудников правоохра-
нительных органов; специальная техника общего назначе- 
ния; технические средства и организация систем проводной
и радиосвязи, основные направления использования, поря-
док эксплуатации, требования к связи; технические средс-
тва дежурных частей: программно-аппаратные комплексы,  
прикладные телевизионные системы, средства усиления    
речи, технические системы охранно-пожарной сигнализации,
специальный и оперативно-служебный транспорт; специаль-
ное вооружение: специальные средства и средства индиви-
дуальной бронезащиты, их классификация и правовые основы
применения; оперативная техника правоохранительных орга-
нов; технические средства поиска, классификация, право-
вые основы и тактика их применения; технические средст-
ва, системы и тактика негласного визуального контроля, 
классификация, правовые основы и тактические приемы нег-
ласной фиксации визуальной информации, порядок докумен-
тального оформления результатов ее применения; техничес-
кие средства, системы и тактика негласного аудиального 
контроля, классификация, правовые основы и тактические 
приемы негласной фиксации аудиальной информации, порядок
документального оформления результатов ее применения;  
средства создания условий получения информации заданного
вида, понятие, назначение, правовая основа и область   
применения специальных химических веществ, документаль-
ное оформление и использование результатов применения  
специальных химических веществ, понятие и цели негласно-
го дактилоскопирования, правовая основа и тактика прове-
дения негласного дактилоскопирования; технические средс-
тва электронного противодействия; организация и техни- 
ческое обеспечение деятельности правоохранительных орга-
нов в условиях электронного противодействия, комплекс  
мер по защите информации ограниченного доступа, виды   
технических средств защиты и их тактико-технические ха-
рактеристики, техническое обеспечение безопасности сис-
тем связи; перспективные направления совершенствования 
специальной техники правоохранительных органов, особен-
ности технического оснащения правоохранительных органов
зарубежных стран                                       

160  

СД.05       

Государственная служба в правоохранительных органах    
Государственная служба в правоохранительных органах;   
задачи, функции, принципы государственной службы в     
правоохранительных органах; сотрудник правоохранительных
органов - государственный служащий; условия прохождения
службы в правоохранительных органах; аттестация сотруд-
ников правоохранительных органов; должность в системе  
правоохранительных органов; институт поощрения в       
государственной службе правоохранительных органов; за- 
конность и дисциплина в государственной службе правоох-
ранительных органов; государственная охрана сотрудников
правоохранительных органов; прекращение государственной
службы в правоохранительных органах; пенсионное        
обеспечение сотрудников правоохранительных органов     

60   

СД.06       

Судебная медицина и судебная психиатрия                
Судебная медицина. Процессуальные и организационные    
основы судебно-медицинской экспертизы в России; умирание
и смерть, изменение трупа; общие вопросы судебно-меди- 
цинской травматологии, механическая травма; повреждения
и смерть от острого кислородного голодания, от действия
высокой и низкой температур и других физических факто- 
ров; судебно-медицинская токсикология; осмотр места про-
исшествия и трупа на месте его обнаружения; судебно-ме-
дицинская экспертиза трупа, экспертиза трупа новорожден-
ного; судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обви-
няемых и других лиц; экспертиза половых состояний и при
преступлениях против половой неприкосновенности; судеб-
но-медицинская экспертиза вещественных доказательств   
биологического происхождения.                          
Судебная психиатрия. Предмет и задачи судебной психиат-
рии, правовые и организационные основы судебно-психиат-
рической экспертизы; судебно-психиатрическая экспертиза
в уголовном процессе, судебно-психиатрическая экспертиза
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,  
осужденных, свидетелей, потерпевших; общественная      
опасность психически больных и ее проявления, меры     
медицинского характера в отношении лиц, признанных     
судом невменяемыми; общая психопатология; частная      
психопатология; особенности судебно-психиатрической    
экспертизы несовершеннолетних; симуляция психических   
расстройств                                            

120  

СД.07       

Предупреждение преступлений и административных         
правонарушений правоохранительными органами            
Правовые, организационные и тактические основы деятель-
ности правоохранительных органов по предупреждению прес-
туплений; предупреждение правоохранительными органами  
преступности несовершеннолетних; предупреждение правоох-
ранительными органами рецидивной преступности; предуп- 
реждение правоохранительными органами организованной   
преступности; предупреждение правоохранительными органа-
ми насильственных преступлений; предупреждение правоох-
ранительными органами преступлений против собственности;
предупреждение правоохранительными органами террористи-
ческой деятельности; предупреждение правоохранительными
органами преступлений, связанных с оборотом наркотичес-
ких средств и психотропных веществ; правоохранительные 
органы как субъект международного сотрудничества по    
предупреждению преступлений                            

100  

СД.08       

Психология в деятельности сотрудников правоохранительных
органов                                                 
Объект, предмет, задачи и методы криминальной психоло- 
гии, психологическое значение терминов "преступность" и
"преступление", факторы отклоняющегося и преступного по-
ведения и методы их исследования, механизмы и мотивации
преступного поведения; психологическая характеристика  
основных следственных действий, нетрадиционные психоло-
гические методы расследования преступлений, судебно-   
психологическая экспертиза: объект, предмет, признаки, 
методологические основы, порядок подготовки, назначения
и использования результатов; психология оперативно-    
розыскной деятельности; понятие, предмет, задачи, цели и
методы судебной психологии, психологические особенности
отдельных видов судопроизводства и различных участников
судебного процесса; методы психологического воздействия,
используемые в деятельности правоохранительных органов,
и формы их осуществления; понятие, сущность, структура,
условия и субъекты конфликтной ситуации, классификация 
конфликтов, управление конфликтами и его специфика в   
деятельности правоохранительных органов, внутриличност-
ные, межличностные и групповые конфликты: формы их про-
явления и способы разрешения, особенности возникновения
внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов в
деятельности правоохранительных органов, переговорный  
процесс и психология его проведения в экстремальных    
условиях                                               

120  

СД.09       

Дисциплины специализации                               

1282 

ФТД.00      

Факультативы                                           

450  

 

4.1. Всего часов теоретического обучения - 9396 часов.

 

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030505

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста при очной форме обучения - 260 недель, в том числе:

- теоретическое обучение - 174 недели, в том числе экзаменационные сессии до 17 недель;

- практики, включая подготовку выпускной квалификационной работы, - 32 недели;

- итоговая государственная аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы, - 4 недели;

- каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - 50 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки юриста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий при очной форме обучения должен быть в среднем за период теоретического обучения не более 27 часов в неделю (для вузов правоохранительных органов - до 36 часов). При этом в объем часов не входят обязательные практические занятия по огневой подготовке и физической культуре, а также занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В вузах правоохранительных органов продолжительность каникул определяется в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки юриста.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки юриста на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом вуза, не являются обязательными для изучения студентом.

Контрольные и курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам, курсовым работам и практикам, включенным в учебный план вуза, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) или зачтено, не зачтено.

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю специальности 030505 Правоохранительная деятельность.

6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, для циклов дисциплин в пределах 5%; для дисциплин - в пределах 10%;

- формировать цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральный компонент которого должен включать в качестве обязательных дисциплин "Иностранный язык", "Физическую культуру", "Отечественную историю", "Философию". Объем часов по "Иностранному языку" - не менее 340 часов, "Физической культуре" - не менее 408 часов. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина или часть дидактических единиц минимума ее содержания являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла ГСЭ;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- предусматривать занятия по дисциплинам "Физическая культура" и "Огневая подготовка" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате с учетом пожелания студентов;

- устанавливать дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины и курсы по выбору студента;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем циклов общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки юриста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет.

6.1.3. В рамках дисциплин "Информационные технологии в деятельности правоохранительных органов", "Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов", "Специальная техника", "Государственная служба в правоохранительных органах", "Предупреждение преступлений и административных правонарушений правоохранительными органами", "Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов" рассматривается специфика деятельности сотрудников правоохранительного органа, по профилю которого осуществляется подготовка обучаемых.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки юриста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели дисциплин специализации, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

В структуре вуза, реализующего программу высшего юридического образования, должно быть не менее четырех кафедр юридического профиля.

Вести преподавание по общепрофессиональным дисциплинам могут преподаватели, как правило, имеющие базовое высшее образование и/или ученую степень кандидата (доктора) наук. При этом иметь ученую степень (звание) должны не менее 60% преподавателей общепрофессиональных дисциплин (кроме дисциплин "Тактико-специальная подготовка", "Огневая подготовка" и "Физическая культура").

Доля штатных преподавателей <1>, привлекаемых к образовательному процессу по совокупности общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, должна быть не менее 70%.

--------------------------------

<1> Под штатными преподавателями понимаются лица из числа профессорско-преподавательского состава, для которых учебное заведение является основным местом работы при выполнении полной учебной нагрузки.

 

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 030505 Правоохранительная деятельность должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Собственная библиотека вуза должна иметь:

- учебно-методические комплексы по каждой дисциплине учебного плана;

- базовые учебники, практикумы, хрестоматии, кодексы, сборники нормативно-правовых актов и другие учебные пособия по каждой дисциплине учебного плана в количестве, достаточном для организации учебного процесса с заявленной численностью студентов;

- подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие профильные виды правоохранительной деятельности;

- следующий минимум периодических изданий:

Российская газета;

Российские вести;

Собрание законодательства Российской Федерации;

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ;

Бюллетень Верховного Суда РФ;

Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ;

Вестник Конституционного Суда РФ;

Бюллетень Минюста России;

подписка на ведущие федеральные и региональные юридические издания.

Обеспечение учебно-методической литературой на одного обучаемого контингента, приведенного к очной форме обучения, должно составлять не менее 0,5 экземпляра.

Вуз должен иметь юридические базы информационных справочных систем типа "Консультант Плюс", "Гарант" и т.п., а также обладать возможностями доступа к различным сетевым источникам информации.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки юриста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом, и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам, в том числе табельным оружием, криминалистической и специальной техникой, используемыми правоохранительными органами. Обеспечение вуза общей площадью на одного обучаемого контингента, приведенного к очной форме обучения, должно составлять 10,5 кв. м.

Примерный перечень лабораторий, полигонов и кабинетов:

Лаборатории и полигоны:

- фотолаборатория;

- криминалистические полигоны;

- тир;

- спортивные залы (общефизической подготовки, специальной физической подготовки).

Кабинеты:

- криминалистики;

- информатики (компьютерные классы);

- иностранного языка;

- тактико-специальной подготовки;

- специальной техники.

Библиотеки:

- общая библиотека;

- специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного пользования).

6.5. Требования к организации практик.

6.5.1. Практика является одним из видов учебных занятий. Длительность практик при подготовке юриста не менее 32 недель.

6.5.2. Практика проводится в базовых учреждениях по профилю подготовки специалиста с целью приобретения и совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

6.5.3. Основные виды практики: ознакомительная, практика по профилю специальности, преддипломная практика (стажировка). Длительность каждого вида практики (в неделях) определяется вузом.

6.5.4. В период проведения преддипломной практики (стажировки) обучаемому предоставляется не менее одного дня в неделю для подготовки выпускной квалификационной работы.

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности юриста.

7.1.1. Юрист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям, указанным в п. 1.3 настоящего государственного образовательного стандарта:

- обеспечение безопасности личности;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

- анализ юридических норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление соответствующих юридических и служебных документов;

- обеспечение реализации актов применения права;

- осуществление неотложных мер по спасению людей, в том числе при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.

7.1.2. Вуз должен разработать и иметь фонд контрольных заданий для оценки качества подготовки специалистов. Фонд используется для проведения самоанализа результатов работы, а также при аттестации специальности и вуза. Фонд должен включать операционные формы заданий, вопросов, тестов, задач, которые позволяют оценить уровень знаний, навыков и умений обучаемых, их соответствие требованиям настоящего стандарта.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации юриста.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация юриста включает выпускную квалификационную работу и не менее двух государственных экзаменов, позволяющих выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе юриста.

Выпускная квалификационная работа юриста представляет собой теоретическое или прикладное исследование одной из актуальных тем в области правоохранительной деятельности, в котором выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Выпускная квалификационная работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа процессов и явлений в правоохранительной сфере, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правоохранительной практики.

Выпускная квалификационная работа юриста должна:

- носить творческий характер, базироваться на использовании статистических данных и действующих нормативных правовых актах;

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативными правовыми актами;

- правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Выпускная квалификационная работа юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.

Оптимальный объем выпускной квалификационной работы - 2 - 2,5 п.л. (50 - 60 страниц машинописного текста).

Обучаемому предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, а также возможность предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому обучающемуся назначается руководитель и при необходимости консультанты. Выпускная квалификационная работа подлежит обязательному рецензированию.

7.2.3. Требования к государственным экзаменам.

Выпускники, прошедшие обучение по программе подготовки юриста (специальность 030505 Правоохранительная деятельность), сдают не менее двух государственных экзаменов (один из которых - уголовное право; второй - определяется вузом в соответствии со специализацией).

 

Составители:

Учебно-методическое объединение по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации.

Учебно-методический совет по образованию в области правоохранительной деятельности.

Департамент кадрового обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Президиума Совета Учебно-методического объединения по юридическому образованию высших учебных заведений РФ, протокол от 31 марта 2006 г. N 4.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024