Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

ПИСЬМО

от 14 февраля 2006 г. N 01-73/07-01

 

О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА

В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

В XI (XII) КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

В соответствии с "Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации" (письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.02.2003 N 03-51-17ин/13-03) письменный экзамен выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2005/06 учебном году проводится в форме сочинения или изложения с творческим заданием (выбор одной из форм письменного экзамена предоставляется выпускнику).

Проведение письменного экзамена по русскому языку и литературе будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Экзаменационные материалы основываются на обязательных минимумах содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России от 19.05.1998 N 1236 и от 30.06.1999 N 56), а также на государственных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089).

Перечень тем сочинений обновлен на 20%. Темы сочинений в каждом комплекте подобраны таким образом, чтобы были представлены три литературных эпохи: произведения первой половины XIX века (или древнерусской или XVIII века), произведения второй половины XIX века, произведения XX века. При составлении каждого экзаменационного комплекта реализована установка на включение произведений, относящихся к различным литературным родам и жанрам. В каждом комплекте предусмотрены темы различного уровня сложности.

Темы сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней общеобразовательной школы в 2005/06 учебном году сгруппированы в 60 комплектов (по 5 тем в каждом комплекте). Каждый комплект сформирован в соответствии со следующей структурой:

1. Анализ стихотворения поэта XIX - XX века или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX - XX века (эпизоды указаны).

2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор и произведение указаны).

3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).

4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).

5. Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан XIX или XX век; произведение русской литературы выбирает учащийся).

"Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней общеобразовательной школы в 2005/06 учебном году" будет опубликован в третьей декаде марта 2006 года, "Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней общеобразовательной школы в 2005/06 учебном году" - во второй декаде мая 2006 года. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации электронной почтой и размещены в Интернете на сайте Рособрнадзора (www.obrnadzor.gov.ru).

Экзаменационные материалы для проведения изложений с творческим заданием будут направлены в марте-апреле в органы управления образованием субъектов Российской Федерации в установленном ранее порядке. Тиражирование текстов изложений с творческим заданием осуществляют государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации, соблюдая при этом секретность.

Для изложения предлагается эпизод из прозаического произведения или фрагмент критической статьи, связанный с изученным художественным произведением.

В каждое общеобразовательное учреждение направляются два варианта текста для изложения. Выбор текста из предложенных вариантов осуществляет учитель. Учащимся предоставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение. Подробно методика проведения изложений представлена в письме Департамента общего образования Минобразования России от 20.03.2003 N 13-51-51/13.

 

Руководитель

В.А.БОЛОТОВ

 

 

 

 

 

Приложение

 

ОБРАЗЦЫ

КОМПЛЕКТОВ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ

 

Комплект N 1

 

1. Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы "Фаталист" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени").

СЦЕНА ДУЭЛИ ПЕЧОРИНА С ГРУШНИЦКИМ. (АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ИЗ ГЛАВЫ "КНЯЖНА МЕРИ" РОМАНА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"). <1>

--------------------------------

<1> Некоторые темы, включенные в "Перечень...", выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант, такие темы даны в "Перечне..." под одним номером.

 

2. "Поэзия Фета - сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу..." (К.Д. Бальмонт). <2>

--------------------------------

<2> Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2 - 3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1 - 2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).

 

3. а) Смысл названия драмы А.Н. Островского "Гроза".

б) Тема утраченных иллюзий в драме А.Н. Островского "Бесприданница".

4. Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века.

5. "Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи..." (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века).

 

Комплект N 2

 

1. Стихотворение А.А. Ахматовой "Песня последней встречи". (Восприятие, истолкование, оценка).

СТИХОТВОРЕНИЕ А.А. АХМАТОВОЙ "СЕГОДНЯ МНЕ ПИСЬМА НЕ ПРИНЕСЛИ...". (ВОСПРИЯТИЕ, ИСТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА)

2. В чем смысл "открытого" финала комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"?

3. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова.

4. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького "На дне".

5. "Защита Родины есть защита и своего достоинства" (Н.К. Рерих). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века).

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024